Тарас гордился остапом и андрием в равной степени, прочил им большое будущее и славу настоящих казаков. это продолжалось до того момента, пока андрий не узнал, что в осажденном казаками городе от голода умирает прекрасная девушка, о которой он грезил вот уже два года. на беду, его возлюбленная оказалась полячкой. герой сделал выбор - он предал казаков, отца и брата и перешел на сторону поляков. н. в. гоголя глубоко интересовала малороссии, хотя отношение к политической и культурной роли украинцев было неоднозначным в разные периоды творчества: от восхищения и больших надежд до пессимизма, отнесения всех достижений и заслуг в глубь времен. гениальная интуиция в сочетании с прекрасным знанием национального характера позволили гоголю создать многогранные и выразительные образы запорожских казаков, настоящей легенды бурного, военного, богатырского времени. два брата остап и андрий, выросшие и воспитанные в одинаковых условиях, представляют собой полярно противоположные человеческие типы. остап — то, что называют бойцом, надежным товарищем. он молчалив, спокоен, рассудителен. остап продолжает и чтит традиции отцов и дедов. для него никогда не стоит проблема выбора, нравственной двойственности, колебаний между чувствами и долгом. он удивительно цельная натура. безоговорочно принимает остап запорожский быт, идеалы и принципы старших товарищей. почтительность никогда не переходит у него в угодливость, он готов проявить инициативу, но с уважением относится к мнению других запорожцев. в то же время он никогда не будет интересоваться мнением, взглядом "чужих" — иноверцев, иноземцев. остап видит мир суровым и простым. есть враги и друзья, свои и чужие. его не интересует политика, он прямодушный, отважный, верный и суровый воин. остап словно вырублен из цельного куска камня, его характер дан готовым в своей основе, и развитие его — это прямая, в высшей точке подвига обрывающаяся смертью. андрий — полная противоположность брату. гоголь показал различия не только человеческие, но и . остап и андрий почти ровесники, но это типы, принадлежащие разным временам. остап из героической и примитивной эпохи, андрий внутренне близок более позднему времени развитой и утонченной культуры и цивилизации, когда политика и торговля занимают место войны и разбоя. андрий мягче, утонченнее, гибче брата. он наделен большой чуткостью к чужому, "иному", большей чувствительностью. у андрия гоголем отмечены зачатки тонкого вкуса, чувства красоты. нельзя, однако, назвать его более слабым. ему свойственна отвага в бою и гораздо более важное качество — смелость сделать самостоятельный выбор. в стан врага его приводит страсть, но за этим стоит большее. андрий хочет воевать теперь за свое, то, что он сам нашел и назвал своим, а не получил по наследству, по традиции. два брата должны стать врагами. оба гибнут, один — от рук врагов, другой — от руки отца. нельзя назвать одного хорошим, другого — плохим. гоголь дал национальный характер в развитии, показал людей, по натуре принадлежащих разным эпохам.
написанное в 1919 году стихотворение «душа грустит о небесах…» изначально было адресовано александру борисовичу кусикову (1896-1977) – одному из лидеров имажинистского движения. с ним есенин познакомился после великой октябрьской революции. друзья-поэты много времени проводили вместе. кусиков посвятил сергею александровичу стихотворение «кудри день. – это ты в гранях города гость…». вместе они в 1921 году издали сборник «звездный бык». зимой 1922 года александр борисович отправился в ревель, оттуда отбыл в берлин. в столице поэты встречались во время заграничного путешествия есенина. в первой публикации цикл «москва кабацкая» был снабжен посвящением кусикову. в ранней редакции произведения «пой, сандро! навевай мне снова…» встречается его имя. общение друзей прекратилось после возвращения сергея александровича в советский союз.
уже в ранних текстах есенина появляются в большом количестве религиозные образы и мотивы. связано это и с воспитанием поэта (бабушка была верующей, ходила в паломничества), и с образованием (обучался в церковно-приходской школе). отношение к религии у него периодически менялось. то он читал евангелие, находя много для себя нового. то говорил, что ко всем миколам, иисусам и божьим матерям, встречающимся в его произведениях, стоит относиться как к «сказочному в поэзии». «душа грустит о небесах…» — удивительное по красоте стихотворение, проникнутое искренними религиозными чувствами. лирический герой стремится к духовному прозрению, обретению господа. важнейшую роль в этом процессе играет единение с природой. в произведении встречается описание деталей окружающего пейзажа. для этого подбираются красивейшие средства художественной выразительности – точные, яркие, оригинальные. например, листва, колышущаяся от ветра, сравнивается с огнем зеленым, шевелящимся на деревьях. герой стихотворения не замыкается в рамках земной природы, он не мыслит себя и вне вечных вселенских процессов, поэтому в произведении упоминаются звезды и кометы. получается, в тексте нашли отражение все четыре стихии – земля (деревья, нивы, «земли глагол»), вода («отразивший в водах дол»), воздух (небесные тела) и огонь (сучья золотых стволов теплятся словно свечи). как это часто бывает в лирике есенина, мир представляет собой единое целое, неотъемлемая часть которого – человек.
написанное в 1919 году стихотворение «душа грустит о небесах…» изначально было адресовано александру борисовичу кусикову (1896-1977) – одному из лидеров имажинистского движения. с ним есенин познакомился после великой октябрьской революции. друзья-поэты много времени проводили вместе. кусиков посвятил сергею александровичу стихотворение «кудри день. – это ты в гранях города гость…». вместе они в 1921 году издали сборник «звездный бык». зимой 1922 года александр борисович отправился в ревель, оттуда отбыл в берлин. в столице поэты встречались во время заграничного путешествия есенина. в первой публикации цикл «москва кабацкая» был снабжен посвящением кусикову. в ранней редакции произведения «пой, сандро! навевай мне снова…» встречается его имя. общение друзей прекратилось после возвращения сергея александровича в советский союз.
уже в ранних текстах есенина появляются в большом количестве религиозные образы и мотивы. связано это и с воспитанием поэта (бабушка была верующей, ходила в паломничества), и с образованием (обучался в церковно-приходской школе). отношение к религии у него периодически менялось. то он читал евангелие, находя много для себя нового. то говорил, что ко всем миколам, иисусам и божьим матерям, встречающимся в его произведениях, стоит относиться как к «сказочному в поэзии». «душа грустит о небесах…» — удивительное по красоте стихотворение, проникнутое искренними религиозными чувствами. лирический герой стремится к духовному прозрению, обретению господа. важнейшую роль в этом процессе играет единение с природой. в произведении встречается описание деталей окружающего пейзажа. для этого подбираются красивейшие средства художественной выразительности – точные, яркие, оригинальные. например, листва, колышущаяся от ветра, сравнивается с огнем зеленым, шевелящимся на деревьях. герой стихотворения не замыкается в рамках земной природы, он не мыслит себя и вне вечных вселенских процессов, поэтому в произведении упоминаются звезды и кометы. получается, в тексте нашли отражение все четыре стихии – земля (деревья, нивы, «земли глагол»), вода («отразивший в водах дол»), воздух (небесные тела) и огонь (сучья золотых стволов теплятся словно свечи). как это часто бывает в лирике есенина, мир представляет собой единое целое, неотъемлемая часть которого – человек.