А.Вампилов. «Старший сын».
- На чьей стороне симпатии автора?
- Как относится к детям?
- Как принимает известие о существовании старшего сына?
-Бусыгин. Кто этот молодой человек?
- Как относится к своей лжи о том, что он является сыном?
- Почему он не может быть равнодушным к семье Сарафановых?.
- Что общего и в чем разница с Сильвой?
- Как Нина и Вася относятся к отцу, почему?
- Как они принимают «старшего брата»?
- Кудимов, Макарская, Сильва. Что можно сказать об этих людях?
- Что их объединяет?
- Что происходит в финале с этими людьми? Изменились ли они?
- Как, по-вашему, сложатся судьбы героев в дальнейшем?
Главный герой – первый учитель – Дюйшен поражает своей сложной, витиеватой и красивой судьбой. В самом начале повести мы начинаем его узнавать из рассказов односельчан. Они не придают ему значения, отмахиваются и сообщают какие-то незначительные детали – чем он занимается, как он выглядит. Мы не видим не героя, а видим обычного человека. Но вместе с тем, из рассказов односельчан мы понимаем, что главный герой не похож на обычных деревенских людей – чертами лица, одеждой.
Дюйшен принимает решение, после своей службы в Красной Армии вернуться к себе в село и работать педагогом. Действие происходит в 1924 году. А что мы знаем об этих временах? Сплошная безграмотность среди деревенского населения. Даже сами учителя были полуграмотными. Поэтому в поступке Дюйшена мы видим настоящий героический поступок. Он взял обучение в свои руки – отремонтировал помещение конюшни, чтобы оно было пригодно для занятий. Оборудовал скамей, столы. Затем он стал собирать учеников. Многие смотрели на него как на сумасшедшего и отмахивались, а кто-то и руганью прогонял со двора.
Постепенно, Дюйшен находит своих первых учеников. Не смотря на все тяготы, дети тянутся к знаниям, им приходится добираться в школу через каменистую речку, которая зимой становится ледяной и обжигает ноги. Учитель на руках переносит малышей через реку. На это смотрят самодовольные наездники в овечьих шубах и усмехаются поступкам учителя.
Также мы видим героический поступок учителя, когда он маленькую девочку, практически вырывая её из лап общественных устоев, традиций и бедности.
Все эти поступки наталкивают местных жителей на мысль, что их устои уже давно устарели, и нужно идти вперед, что то менять. Дюйшен постепенно приобретает союзников, которые согласны менять жизнь.
Каждого из нас, мыслящих, чувствующих мир, волнует любое изменение в природе при смене времен года, потому что это знак неизменного хода жизни во Вселенной. При смене времени года мы испытываем одновременно грусть по уходящему и радость встречи вновь пришедшего. Сейчас мы прочитаем отрывок из рассказа К.Г. Паустовского «Прощание с летом». Тема здесь заявлена: первый снег. Какое чувство испытывает автор при встрече первого снега?
3.1. Чтобы легче было понять состояние писателя, попытаемся расслабиться, как и он, сядем поудобнее, прикроем глаза и будем слушать музыку художественного слова. Слушайте.
3.2. Выявление основной мысли текста.
3.3. Чтение по абзацам, определение основной мысли абзаца. Составление плана.
1. Необыкновенная тишина.
2. Все было снежно и безмолвно.
3. «Первый снег очень к лицу земле».
3.4. Анализ средств художественной выразительности.
1-й абзац. Найдем слова с переносным значением, назовем их значение в создании картины жизни: мертвая тишина, умер дождь, умер ветер, умер сад; шумливый, беспокойный сад. Почему трижды автор использует слово умер?
2-й абзац. Автор рисует зрительные впечатления, картину увиденного из окна (синоним за стеклами). Перечислим предметы, воссозданные в описании, и их действия. Отметим сравнение снега со стеклянным дождем.
Последняя часть. Какие впечатления получили друг писателя Рувим Фраерман и сам К.Г. Паустовский?