А1.Соотнесите название произведений и фамилии их авторов.
А) И.А. Бунин 1) «Кусака»
Б) М. Горький 2) «Хорошее отношение к лошадям»
В) В.В. Маяковский 3) «Юшка», «В прекрасном и яростном мире»
Г) Л.Н. Андреев 4) «Старуха Изергиль», «Детство»
Д) А.П. Платонов 5) «Цифры»
А2. Соотнесите названия литературных мест и фамилии поэтов и писателей.
А) Л.Н. Андреев 1) Музей –квартира. Москва, ул. Малая Никитская, дом 6/2
Б) М. Горький 2) Дом-музей. Орёл, 2-я Пушкарная улица.
В) В.В. Маяковский 3) Государственный музей. Москва, Лубянский пр., дом 3/6.
А3. Главный герой «Легенды о Данко» А. М. Горького — смельчак, который:
А) привёл людей к их прежнему месту жительства, освободив его от захватов;
Б людей от неминуемой гибели в лесу, прорубив волшебным мечом;
В) вывел людей из непроходимого леса, осветив им путь светом своего сердца
А4. Тема стихотворения «Необычайное приключение…»:
А) жизнь поэта летом на даче;
Б) фантастическая встреча человека и Солнца;
В) поэтический труд и назначение поэта.
А5. Главного героя машиниста паровоза рассказа А. П. Платонова «В прекрасном и яростном мире» зовут:
А) Федор Петрович Драбанов;
Б) Иван Петрович Сидоров;
В) Александр Васильевич Мальцев
А6. Почему и взрослые, и дети называли Юшку, главного героя одноимённого рассказа
А. П. Платонова, по прозвищу?
А) Из-за пренебрежительного к нему отношения;
Б) Относились к нему как к ребёнку;
В) Не знали его настоящего имени
А7.Каково отношение автора к Юшке?
А) Сострадательное;
Б) раздражительное;
В) уважительное
А8. Почему «без Юшки жить людям стало хуже»?
А) Им не на ком стало вымещать злость и обиду;
Б) Он был незаменим в кузнице, без него трудно работать;
В) Он был сельским праведником, подававшим пример.
А9.Почему жизнь Юшки нельзя назвать бесполезной?
А) Он учил людей доброте и терпимости;
Б) Он поставил на ноги девушку-сироту;
В) Он в работе кузнецу.
А10. Почему Юшка никогда не пил чаю с сахаром и не покупал себе новой одежды?
А) Считал возможным обходиться без этого;
Б) Был скупым, жалко было тратить деньги;
В) Копил деньги на доброе дело — содержание сироты.
А11. Родина В.В. Маяковского:
А) Воронеж;
Б) Багдади;
В) Таганрог;
А12. Герои Алёша Пешков, Акулина Ивановна, Цыганок, Хорошее Дело — это герои произведения:
А) И.А. Бунина «Цифры»
Б) А.М. Горького «Детство»
В) А.П. Чехова «Злоумышленник»
А13. Не является автобиографическим произведением:
А) М. Горького «Детство»
Б) Л.Н. Толстого «Детство»
В) И.А. Бунина «Лапти»
А14. Как звали главного героя рассказа Бунина «Цифры»?
А) Николенька;
Б) Женя;
В) Тёма
А15. Соотнесите фамилию, имя и отчество писателя (поэта)
В1. Назовите автора, жанр, название произведения, из которых приведены следующие строки.
А) «… Ну, а цифры? Ведь можно же, - сказал ты, опять поднимая брови, но уже басом, рассудительно,- ведь можно же в царский день показывать цифры?…»
Б) «… Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой… И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло…»
В) «… Деточка,
Все мы немножко лошади,
Каждый из нас по-своему лошадь…»
Г) «… Собака выла – ровно, настойчиво и безнадёжно спокойно. И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвётся к свету сама бес тёмная ночь, и хотелось в тепло… Собака выла…»
Этот проигрыш, чуть было не оказавшийся роковым в судьбе Пушкина, несомненно, стал одной из побудительных причин к созданию повести "Пиковая дама". Когда повесть вышла в свет, Пушкин записал в дневнике 7 апреля 1834 года: "Моя "Пиковая дама" в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семерку и туза. При дворе нашли сходство между старой графиней и кн. Натальей Петровной и, кажется, не сердятся..." Близкие друзья Пушкина, Нащокины, рассказывали, что, по словам самого Александра Сергеевича, "главная завязка повести не вымышлена. Старуха графиня - это Наталья Петровна Голицына, <...> действительно жившая в Париже в том роде, как описал Пушкин. Внук ее Голицын рассказывал Пушкину, что раз он проигрался и пришел к бабке просить денег. Денег она ему не дала, а сказала три карты, назначенные ей в Париже Сен-Жерменом. "Попробуй", - сказала бабушка. Внучек поставил карты и отыгрался. Дальнейшее развитие повести вымышлено. Нащокин заметил Пушкину, что графиня не похожа на Голицыну, в ней больше сходства с Натальей Кирилловной Загряжскою, другою старухою. Пушкин согласился с этим замечанием и отвечал, что ему легче было изобразить Загряжскую, чем Голицыну..."
2. Ремесленник и гений.
3. Злодейство Сальери.
В трагедии «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина интересовали не столько исторические личности, сколько человеческие типы и их отношение к прекрасному. Главной темой трагедии является зависть довести человека до преступления. При жизни Пушкина слухи, будто композитор Сальери отравил из зависти гениального Моцарта, были широко распространены, и поэт считал этот факт вполне вероятным: «Завистник, который мог освистать ‘‘Дон-Жуана”, мог отравить его творца». До сих пор идут споры о причастности Сальери к смерти Моцарта. Несмотря на то, что историки музыки и биографы Моцарта отрицали это, вопрос об отравлении не решен окончательно.
Пушкин хотел сначала назвать эту трагедию «Зависть», но изменил название, не полностью отвечающее смыслу произведения. Ведь Сальери не просто завистник, он тоже известный композитор. Пушкин создал философски обобщенные художественные образы, и поставил в своей трагедии нравственную проблему. Зависть здесь, по мнению С. М. Бонди, охватывает человека, который привык к всеобщему уважению и сам считает себя благородным. Он осознает себя завистником сам.
Кто скажет, чтоб Сальери гордый был Когда-нибудь завистником презренным,,
Змеей, людьми растоптанною, вживе Песок и пыль грызущею бессильно ?