Ахматова А.А. (1889 – 1966). Лирика Ахматовой. Образ лирической героини. Глубина и яркость переживаний. Приемы прозаизации стиха, роль деталей. Драматизм, психологизм и тематическое многообразие лирики Ахматовой (тема любви, тема поэта и поэзии, тема Пушкина, тема Родины и гражданского мужества). Художественная специфика лирики Ахматовой. Трагизм и жанровое своеобразие поэмы «Реквием». Творчество А. А. Ахматовой и русская поэзия XX века. Цветаева М.И. (1892 – 1941). Сложная судьба Цветаевой. Основные темы творчества: любовь, верность высоким идеалам, Россия, вдохновенное творчество, прославление человека-труженика. Трагичность поэтического мира, определяемая трагичностью эпохи (революция, вынужденная эмиграция, тоска по Родине). Поэзия Цветаевой как напряженный монолог-исповедь. Образ лирического героя. Своеобразие поэтического стиля: «высокая простота», эволюция к сближению с народным искусством («Царь-Девица», стихи послереволюционных лет и др.), динамизм, выявление конфликтности, противостояния миров и их общечеловеческого единства.
Шолохов М.А. (1905 – 1984) как крупнейший эпический писатель XX века. Истоки судьбы и творчества. Трагедийность и гуманистический пафос «Донских рассказов».
«Тихий Дон» — роман-эпопея о всенародной трагедии. Широта художественной панорамы. Глубина постижения исторических процессов. Трагедия Григория Мелехова. Объективное изображение гражданской войны. Яркость характеров и жизненных коллизий. Проблема гуманизма в романе. Женские судьбы. Специфика художественного строя романа. Язык прозы Шолохова. Полемика вокруг авторства.
«Поднятая целина». История создания романа. Отражение противоречий коллективизации. Герои романа и их судьбы. Юмор в произведении. Мастерство портретных и пейзажных зарисовок.
Литература периода Великой Отечественной войны
Литература «предгрозья»: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр (поэтический призыв, лозунг, переживание потерь и разлук, надежда и вера). Лирика А. Ахматовой, Б. Пастернака, Н. Тихонова, М. Исаковского, А. Суркова, А. Прокофьева, К. Симонова, О. Берггольц, Дм. Кедрина и др.; поэмы: «Зоя» М. Алигер, «Лиза Чайкина» и «Двадцать восемь» М. Светлова, «Февральский дневник» О. Берггольц, «Сын» П. Антокольского, «Россия» А. Прокофьева. Органическое сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личными, интимными переживаниями лирического героя. Активизация внимания к героическому народа в лирической и эпической поэзии, обобщенно-символическое звучание признаний в любви к родным местам, близким людям. Человек на войне, правда о нем. Реалии и романтика в описании войны. Очерки, рассказы, повести А. Толстого, М. Шолохова, Л. Соболева, К. Паустовского, Б. Горбатова, А. Бека, A. Платонова, В. Гроссмана и др. Глубина нравственных конфликтов, особое напряжение в противоборстве характеров, чувств, убеждений в трагической ситуации войны: драматургия К. Симонова, А. Корнейчука, Л. Леонова.
Литература второй половины ХХ века
Новое осмысление военной темы в творчестве Ю. Бондарева, B. Богомолова, В. Некрасова, К. Воробьева, В. Быкова, Б. Васильева и др.
Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели» (Б. Ахмадулина, Б. Окуджава, Р. Рождественский, А. Вознесенский, Е. Евтушенко и др.). Особенности языка, стихосложения молодых поэтов. Поэзия, развивающаяся в русле традиций русской классики: Н. Рубцов, А. Прасолов, Н. Глазков, С. Наровчатов, Д. Самойлов, Л. Мартынов, Е. Винокуров, Н. Старшинов, Ю. Друнина, Б. Слуцкий, И. Бродский и др.
«Городская» проза: Д. Гранин, В. Дудинцев, Ю. Трифонов, В. Маканин и др. Нравственная проблематика и художественные особенности их произведений
«Деревенская» проза: Изображение жизни крестьянства; глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей, в повестях С. Залыгина, В. Белова, В. Астафьева, Б. Можаева, Ф. Абрамова, В. Шукшина, В. Крупина и др.
Тема судьбы человека в тоталитарном государстве в произведениях Б. Пастернака, В. Шаламова, А. Солженицына и др.
Проблема нравственного выбора в творчестве писателей 1970-90-х гг. (В. Астафьева, Ч. Айтматова, В. Распутина, В. Шукшина и др.).
Авторская песня. Ее место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны (содержательность, искренность, внимание к личности; мелодическое богатство, современная ритмика и инструментовка). Песенное творчество А. Галича, Ю. Визбора, В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Кима, А. Дольского, А. Макаревича, В. Цоя и др.
Экзамен по литературе ответить на вопросы! В долгу не останусь
Ваня жил в деревне,когда началась война,отец ушёл на фрон,где вскоре погиб.Ваня остался с мамой,бабушкой и младшей сестрой,но деревню оккупировали немцы.Мать не отдавала корову, немцы её пристрелили,а сестра и бабка умерли с голоду.Ваня остался круглым сиротой,и когда деревню сожгли,пошёл "собирать куски»" с сумой.Попал в детский изолятор,еле выжил от чесотки и тифа,но сбежал от жандармов.Три года Ваня жил в лесу,прячась от людей и мечтая перейти линию фронта,чтобы попасть к "своим".
Исхудавший,измождённый двенадцатилетний Ваня выживал,как мог,не доверяя никому,прячась,как собака.Скитание по лесам и болотам,поиск еды и воды,привели его навстречу судьбе,к разведчикам.Катаев изобразил Ваню Солнцева истощённым,худым подростком,который выглядел лет на 9-ть в свои 12-ть. Светлая,нечёсаная шевелюра,веснушчатое лицо и голубые,огромные глаза,в которых застыл ужас пережитого.Обладая живым характером и будучи смышлёным,не по годам ,Ваня тянулся к жизни,букварь в его сумке горит о тяге к знаниям.Повзрослев,в 12-ть лет и осознав всю тяготу лишений,Ваня не сломался,потеряв всю семью и дом,он нашёл дружную солдатскую семью,став сыном полка.