Аист и соловей.
Было время, когда птицы не умели петь. И вдруг они узнали, что в одной далёкой стране живёт старый, мудрый человек, который учит музыке. Тогда птицы послали к нему аиста и соловья проверить, так ли это.
Аист очень торопился. Ему не терпелось стать первым в мире музыкантом.
Он так спешил, что вбежал к мудрецу и даже в дверь не постучался, не поздоровался со стариком и изо всех сил крикнул ему прямо в ухо:
- Эй, старикан! Ну-ка научи меня музыке!
Но мудрец решил сначала поучить его вежливости. Он вывел аиста за порог, постучал в дверь и сказал:
- Надо сделать вот так.
- Всё ясно, - обрадовался аист. - Это и есть музыка? - и улетел, чтобы поскорее удивить мир своим искусством.
Соловей на своих маленьких крыльях прилетел позже. Он робко постучался в дверь, поздоровался, по прощения за беспокойство и сказал, что ему очень хочется учиться музыке.
Мудрецу понравилась приветливая птица. И он обучил соловья всему, что знал сам.
С тех пор скромный соловей стал лучшим в мире певцом.
А чудак аист умеет только стучать клювом. Да ещё хвалится и учит других птиц:
- Эй, слышите? Надо делать вот так, вот так! Это и есть настоящая музыка! Если не верите, с старого мудреца.
Часть А
В заданиях 1 - 10 отметь правильный ответ.
1. Определи жанр произведения.
1) рассказ 2) сказка 3) басня 4) стихотворение
2. Где происходят события?
1) в соседней стране 2) в одной далёкой стране
3) в маленьком городке 4) в сказочной стране
3. Каких птиц отправили учиться музыке?
1) аиста и воробья 2) аиста и соловья
3) журавля и соловья 4) журавля и воробья
4. Почему аист торопился?
1) он всегда торопился 2) он быстро летал
3) ему не терпелось стать первым в мире музыкантом
4) ему хотелось встретиться с мудрым человеком
5. Почему соловей прилетел позже?
1) он не торопился 2) он так хотел
3) у него были маленькие крылья 4) ему не хотелось лететь с аистом
6. Какая черта народной сказки присутствует в этом фрагменте?
1) птицы разговаривают 2) волшебные превращения
3) магические числа 4) троекратный повтор
7. Чему в итоге научился аист?
1) музыке 2) скромности 3) вежливости 4) стучать клювом
8. Какую черту характера соловья выделяет автор?
1) доброту 2) хитрость 3) скромность 4) невежество
9. Как автор называет аиста?
1) торопыга 2) хвастун 3) чудак 4) музыкант
10. Почему аист быстро улетел обратно?
1) чтобы поскорее удивить мир своим искусством
2) ему было очень стыдно
3) не хотел встречаться с соловьем
4) очень хотел вернуться домой
Часть Б
В заданиях 11 - 14 запиши ответ.
11. Выпиши предложение, в котором объясняется, почему мудрец обучил соловья музыке.
12. Выпиши слова и выражения, описывающие противоположные действия птиц, когда они прилетели к мудрецу.
13. Подбери по одной пословице, которыми можно охарактеризовать соловья и аиста.
14. Каким словом можно дополнить предложение?
А. А. Фет, С. А. Есенин, И. С. Никитин - это...
Часть С
ответь на во Напиши 5 - 6 предложений.
15. Какое впечатление произвело на тебя это произведение?
является поистине кладезем оригинальных произведений, которые стали достоянием народа. среди них встречаются настоящие шедевры, которые остаются актуальными и в наши дни. это «поучение» владимира мономаха и «повесть о петре и февронии муромских».
владимир мономах был одним из самых деятелей киевской руси. во времена правления этого князя русь переживала период возрождения былой славы и могущества. в ипатьевской летописи князь владимир назван «добрым страдальцем за землю », «братолюбцем и нищелюбцем». при всех своих способностях и умениях он обладал еще и талантом. наиболее ярким и значимым произведением владимира мономаха является его «поучение», написанное, по-видимому, не ранее 1117 г. это своеобразное собрание его сочинений, рассказ о собственной жизни, письмо к олегу святославичу. свое «поучение» владимир пишет уже на пороге смерти и обращает его ко всем, кто готов воспринимать его заветы, прежде всего, к князьям.
«поучение» владимира мономаха содержит как конкретно-, так и автобиографические моменты. в своем произведении владимир мономах рисует образ идеального государственного деятеля, который ратует за единство родной земли. сам владимир мономах предстает перед нами как мудрый правитель, отважный воин и человек, тонко чувствующий красоту окружающего мира.
в «поучении» содержатся те нравственные заветы, которые были и остаются актуальными и по сей день. это, прежде всего, вера в бога, который «милостив и премилостив». но в «поучении» есть заветы, которые могли бы пригодиться не только верующим людям. владимир мономах советует не забывать убогих, сирот и вдов, не лениться в доме, делать всю работу самому. воинам он рекомендует быть внимательными. в мирной же жизни заветы владимира мономаха избежать многих проблем. по его мнению, следует избегать лжи, не злоупотреблять пьянством и блудом, уделять внимание гостям, невзирая на их социальное положение. не стоит быть ленивым ни в мыслях, ни в делах.
а вот мой самый любимый завет: «старых чти, как отца, а молодых, как братьев». я думаю, если б мы следовали данному завету, то, возможно, не было бы у нас сейчас столько бессмысленных кровопролитных конфликтов.
«поучение» владимира мономаха похоже на советы родителей, которые желают нам только счастья. так давайте же следовать советам мудрых людей!
«повесть о петре и февронии муромских» возникла в хvi в. на основе сказок о змее-соблазнителе и о мудрой деве. перед нами предстает простая крестьянская девушка, наделенная огромной нравственной силой и мужеством, которая одерживает верх над предрассудками князя и глупостью бояр. феврония загадывает мудрые загадки и рассудительно решает житейские проблемы. сила ее любви так велика, что сухие жердья превращаются в цветущие деревья, а крошки хлеба в ладони девушки – в благоуханную смирну и фимиам.
правление петра и февронии отличалось следованием законам божьим. они были сердечны ко всем, «не любили только спесивых и грабительствующих», голодным, нищим и несчастным.
петр и феврония были настолько преданны друг другу, что даже смерть не смогла их разлучить. действительно, настоящая любовь не знает преград! новой для была мысль о равенстве людей. автор попытался внушить читателям повести, что важно не происхождение человека, не его положение, а его душевные качества, его отношение к окружающему миру.
«повесть о петре и февронии муромских» учит нас мудрости, любви, справедливости, то есть тем заветам, которые во все времена приносили людям истинное счастье! авторов многих произведений мы уже никогда не узнаем. но сохранила имя автора любимейшей повести xvi в. о петре и февронии. это ермолай – еразм, который в своих многочисленных произведениях говорил о том, что царю надо заботиться о благе подданных, особенно о крестьянах. именно они людям главное в жизни – хлеб.
маяковский считал, что поэзия это оружие. тема поэта и поэзии связана ответственности художника перед и обществом. поэт маяковского - фигура трагическая; он прямо заявляет о переплетенности своей судьбы с судьбами всех изуродованных горем и страданиями людей. маяковский проводит мысль о том, что поэзия должна быть защитником обездоленных, угнетенных, а поэт - не должен оставаться в стороне от реальной жизни и просто наблюдать за ней со стороны. маяковский - это удивительный поэт, который тонко чувствовал время.