Як часто в житті так буває: спочатку ми зробимо, а потім міркуємо, чи правильно це було. Так само вчинила й героїня п'єси Генріка Ібсена "Ляльковий дім". Чи не здається нам, читачам, безглуздим її вчинок: вісім років прожити разом із чоловіком, урятувати його в тяжкий час, а тоді, коли вже є домівка, малі діти, щастя, втекти? На перший погляд так, але кожен повинен поставити перед собою одне-єдине запитання, коли прочитає цю книгу: "А чи таким не вірним був цей крок? Що штовхнуло героїню на це?"
Здавалося б, вона має все, про що лише можна мріяти: діти, коханий чаловік, домівка, гроші (хоча й мало, але вистачає)... Проте я вважаю, що цей шлюб ще на самому початку був приречений на розлучення. Згадаємо, як Торвальд забороняє їсти улюблене печиво своїй дружині, мотивуючи це тим, що вона зіпсує свої прекрасні зуби. Чи стала би так робити людина, яка по-справжньому кохає? Мені здається, ні! А ялика у затишному домі Нори? Вона самотньо стоїть у кутку, забута всіми, майже не прикрашена. Я вважаю, що це образ-символ самої хозяйки: вона так само почувала себе поруч із чоловіком. Він - велика людина, він завжди повинен бути "на висоті", а хто вона? Лише його додаток у житті...
Таким чином, Нора й Торвальд розлучилися не через фальшивий вексель, як може подумати неуважний читач та сторонній глядач, а через моральний розлад у сім'ї: на Нору наче тиснуть всі ті умови життя, які створює їй чоловік: те не можна, сюди не ходи, грошей багато не витрачай, це не іж... Вона справді стала для нього іграшкою, його "лялькою-дружиною", як у батька була його "лялькою-донькою".
«Антитеза “Обломов”»СОЧИНЕНИЕ50-е годы 19в. – время работы Гончарова над романом “Обломов” – были временем больших перемен в жизни России. Уходил в веками складывавшийся уклад жизни, на смену ему должен был прийти новый. Менялись отношения в обществе, менялся и сам состав этого общества. Но люди, принадлежащие к старшему поколению, не могли быстро исчезнуть. За ними было его традиции и обычаи.
Основным художественным приемом в раскрытии характеров является антитеза. По этому принципу построены и система образов, и композиция романа. Обломову противопоставлен Штольц, Ольге Ильинской – Пшеницина, шумному Петербургу – “благословенный край” Обломовка.
Роман показывает силу традиций, такое существование, в котором “норма жизни была готова и преподана родителями… с заветом блюсти ее цельность и неприкосновенность”.
Именно так воспитывали Илью Ильича. Совсем иначе представлен характер Штольца. Если Обломов – “золотое сердце”, добрая душа, образованный человек, не желающий что-либо менять в своей жизни, живущий только для себя, в праздности и лени, то Штольц – воплощение деятельности. “Он весь составлен из костей, мускулов и нерв, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хоть немного зеленоватые, но выразительные”. У него есть идея, которой он служит: “Труд – образ, содержание, стихия и цель моей жизни”. Штольц делает все, чтобы пробудить Обломова к деятельности, но попытки ни к чему не приводят, и жизненные пути расходятся. Обломов заживо хоронит себя в доме Пшенициной. Штольц жадно, азартно открывает новые предприятия. Он идет по жизни победителем.
В романе видно, что все, что особенно было дорого Обломову, переходит к Штольцу: он становится мужем Ольги, возрождает родовую усадьбу Обломова и воспитывает его сына.
Ее настойчивость на время побеждает лень Обломова, но Ольга не может сделать счастливым Илью Ильича. Характер Пшенициной ему ближе. Она полная противоположность Ольге. Это добрая, скромная женщина, идеальная хозяйка, готовая стать рабыней И.И. Она находит радость и счастье в глубокой преданности ему. Именно этот тип женщины на жертву, тихой и спокойной, представляется Обломову во сне. Наяву Агафья Матвеевна сумела воссоздать тот мир, который чуть было, не утратил И.И. Здесь он обрел идеал “ненарушаемого покоя жизни”.
Питер не уютен для главного героя. В начале романа Обломов представлен лежащим на диване. Он не интересуется широкой жизнью, ни куда не выходит. Его гости предлагают свой вариант “радостей жизни”. Но Обломов на все отвечает отказом. Постепенно и незаметно он порывает с обществом, лежание делается его нормальным состоянием. Герой засыпает и видит мир, который казался ему почти сказочным, там все красиво, люди счастливы, покойны, вкусно и хорошо едят. Таким представляется гармоничный мир Обломову. Так официальный деловой Питер противопоставлен идеальному миру Обломова.
Прием антитезы проявляется и на уровне художественной детали. Знаменитому персидскому халату противопоставлен светский фрак, в котором Обломов встречается с Ольгой. Но этот халат возвращается на плечи Обломова, заплатанный Пшенициной. Веткам сирени, которая символизировала любовь Обломова, противопоставлен снег, аллегорически означающий духовную смерть героя.
На приеме антитезы построен весь роман. Автор показывает характеры людей во всем их разнообразии. Помещая главных героев в разные общества, окружение, автор добивается того, что разные черты самих героев проявляются в различных эпизодах, и характеры раскрываются наиболее полно.
Як часто в житті так буває: спочатку ми зробимо, а потім міркуємо, чи правильно це було. Так само вчинила й героїня п'єси Генріка Ібсена "Ляльковий дім". Чи не здається нам, читачам, безглуздим її вчинок: вісім років прожити разом із чоловіком, урятувати його в тяжкий час, а тоді, коли вже є домівка, малі діти, щастя, втекти? На перший погляд так, але кожен повинен поставити перед собою одне-єдине запитання, коли прочитає цю книгу: "А чи таким не вірним був цей крок? Що штовхнуло героїню на це?"
Здавалося б, вона має все, про що лише можна мріяти: діти, коханий чаловік, домівка, гроші (хоча й мало, але вистачає)... Проте я вважаю, що цей шлюб ще на самому початку був приречений на розлучення. Згадаємо, як Торвальд забороняє їсти улюблене печиво своїй дружині, мотивуючи це тим, що вона зіпсує свої прекрасні зуби. Чи стала би так робити людина, яка по-справжньому кохає? Мені здається, ні! А ялика у затишному домі Нори? Вона самотньо стоїть у кутку, забута всіми, майже не прикрашена. Я вважаю, що це образ-символ самої хозяйки: вона так само почувала себе поруч із чоловіком. Він - велика людина, він завжди повинен бути "на висоті", а хто вона? Лише його додаток у житті...
Таким чином, Нора й Торвальд розлучилися не через фальшивий вексель, як може подумати неуважний читач та сторонній глядач, а через моральний розлад у сім'ї: на Нору наче тиснуть всі ті умови життя, які створює їй чоловік: те не можна, сюди не ходи, грошей багато не витрачай, це не іж... Вона справді стала для нього іграшкою, його "лялькою-дружиною", як у батька була його "лялькою-донькою".
Основным художественным приемом в раскрытии характеров является антитеза. По этому принципу построены и система образов, и композиция романа. Обломову противопоставлен Штольц, Ольге Ильинской – Пшеницина, шумному Петербургу – “благословенный край” Обломовка.
Роман показывает силу традиций, такое существование, в котором “норма жизни была готова и преподана родителями… с заветом блюсти ее цельность и неприкосновенность”.
Именно так воспитывали Илью Ильича. Совсем иначе представлен характер Штольца. Если Обломов – “золотое сердце”, добрая душа, образованный человек, не желающий что-либо менять в своей жизни, живущий только для себя, в праздности и лени, то Штольц – воплощение деятельности. “Он весь составлен из костей, мускулов и нерв, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хоть немного зеленоватые, но выразительные”. У него есть идея, которой он служит: “Труд – образ, содержание, стихия и цель моей жизни”. Штольц делает все, чтобы пробудить Обломова к деятельности, но попытки ни к чему не приводят, и жизненные пути расходятся. Обломов заживо хоронит себя в доме Пшенициной. Штольц жадно, азартно открывает новые предприятия. Он идет по жизни победителем.
В романе видно, что все, что особенно было дорого Обломову, переходит к Штольцу: он становится мужем Ольги, возрождает родовую усадьбу Обломова и воспитывает его сына.
Ее настойчивость на время побеждает лень Обломова, но Ольга не может сделать счастливым Илью Ильича. Характер Пшенициной ему ближе. Она полная противоположность Ольге. Это добрая, скромная женщина, идеальная хозяйка, готовая стать рабыней И.И. Она находит радость и счастье в глубокой преданности ему. Именно этот тип женщины на жертву, тихой и спокойной, представляется Обломову во сне. Наяву Агафья Матвеевна сумела воссоздать тот мир, который чуть было, не утратил И.И. Здесь он обрел идеал “ненарушаемого покоя жизни”.
Питер не уютен для главного героя. В начале романа Обломов представлен лежащим на диване. Он не интересуется широкой жизнью, ни куда не выходит. Его гости предлагают свой вариант “радостей жизни”. Но Обломов на все отвечает отказом. Постепенно и незаметно он порывает с обществом, лежание делается его нормальным состоянием. Герой засыпает и видит мир, который казался ему почти сказочным, там все красиво, люди счастливы, покойны, вкусно и хорошо едят. Таким представляется гармоничный мир Обломову. Так официальный деловой Питер противопоставлен идеальному миру Обломова.
Прием антитезы проявляется и на уровне художественной детали. Знаменитому персидскому халату противопоставлен светский фрак, в котором Обломов встречается с Ольгой. Но этот халат возвращается на плечи Обломова, заплатанный Пшенициной. Веткам сирени, которая символизировала любовь Обломова, противопоставлен снег, аллегорически означающий духовную смерть героя.
На приеме антитезы построен весь роман. Автор показывает характеры людей во всем их разнообразии. Помещая главных героев в разные общества, окружение, автор добивается того, что разные черты самих героев проявляются в различных эпизодах, и характеры раскрываются наиболее полно.