Повести Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» есть два плана повествования. На одном – рассказ о запорожцах и жизни на Сечи, на другом – личная драма старого козака Тараса Бульбы и его сыновей. Военный поход на Польшу стал не только проверкой на смелость в бою, но и показал, что является наивысшей ценностью для каждого героя. Образы сыновей Тараса Бульбы яркие и запоминающиеся. Остапа и Андрия нельзя назвать ни антагонистами, ни антиподами. Но что же это за персонажи? Перед тем как дать характеристику сыновьям Тараса Бульбы нужно определиться с терминами: антипод – герой, наделённый противоположными другому герою чертами. Андрий и Остап в чём-то похожи, а в чём-то нет. На основании лишь незначительных различий нельзя говорить об антиподах. Антагонист – герой, который противостоит другому герою. Ни Остап, ни Андрий ни разу не были настроены против друг друга, хоть с определённого момента были по разные стороны баррикад. Итак, рассмотрим эти образы подробнее. Остап Бульбенко – старший сын Тараса. Он обучался в семинарии в Киеве. Нельзя сказать, что тяга к наукам проснулась у него с детства. Известно, что Остап несколько раз сбегал, закапывал учебники и всячески саботировал учебный процесс. Так могло бы продолжаться и дальше, но в его воспитание вмешался отец, пригрозив отправить сына в монастырь в случае непослушания. Это произвело такое сильное впечатление на юного Остапа, что тот взялся за ум и вскоре стал одним из лучших студентов, хотя раньше не отличался особой усидчивостью. Приехав домой, Остап необычно приветствует своего отца – посчитав слова Тараса Бульбы о нелепой одежде семинаристов оскорбительными, Остап вызывает отца «на поединок». Начавшись кулачным боем, драка заканчивается семейными объятиями. Это была некая проверка: для Остапа доказать, что он может постоять за себя, и не боится даже собственного отца, а для Тараса – проверить вырос ли сын, или всё ещё остался ребёнком. В этой сцене можно проследить некие параллели с эпизодом убийства Андрия: так же, как и Остапа, который кинулся с кулаками на отца, Тараса Бульбу не остановили кровные узы, когда старый козак стрелял в своего младшего сына. На празднике в честь возвращения из семинарии Бульба-старший принимает решение отвезти Остапа и Андрия на Сечь, чтобы закалить их характер и превратить их в настоящих мужчин. Двум сыновьям Тараса Бульбы понравилась разгульная жизнь на Сечи, и опасаясь, что юноши пропадут зря, Тарас агитирует запорожцев пойти войной на Польшу. В сражениях Остап показал себя как отменный воин. Тарас говорил: «Да это будет со временем добрый полковник!» Ни разу Остап не растерялся, не смутился, моментально определял где поджидает неприятность, и рассчитывал как от неё уйти либо избежать. Он был крепок и хладнокровен, как лев. Остапа сделали атаманом, хоть и не просил он такого положения, но и не отказывался. Это было сделано в битве, когда поляк убил одного из куренных атаманов, а Остап отомстил врагу за товарища. Несмотря на храбрость и неутомимость, Остап попадает в плен. Он до последнего держится гордо, не позволяет себе кричать перед смертью. Именно Остап первый выходит на казнь. Силы постепенно покидали его. Остап жалел о том, что вокруг все чужие. «Он не хотел слышать рыданий матери или безумных воплей супруги». Перед смертью у Остапа было лишь одно желание – знать, что рядом его отец. Можно предположить, что услышав ответ на свои слова, Остап умирает с ощущением спокойствия. Андрий – младший сын Тараса Бульбы. Он так же, как и Остап, закончил семинарию и вернулся домой. Из повести читатель узнаёт, что Андрий учился хорошо, но не делал для этого особых усилий. Ему легко давались предметы. Он был заводилой и организатором различный розыгрышей, но всё сходило ему с рук. Андрий рано открыл в себе потребность любить, в чём боялся признаться товарищам. Он мечтал о прекрасной девушке, которая сможет покорить его сердце. Однажды волею обстоятельств он встречает дочь польского пана и влюбляется в неё с первого взгляда. Не задумываясь о последствиях, он проникает в дом панночки в ту же ночь, девушка его не прогоняет.
Основной идейный пафос поэмы «Мцыри» — «протест против порабощающей человека душной неволи, поэтизация борьбы как наиболее естественного выражения человеческих сил, призыв к свободе, утверждение любви к родине и героического служения ей. Это поэма об идеальном герое, проникнутом страстной жаждой жизни»[7]. «Пушкин южными элегиями и поэмами начал эпоху высокого романтизма.
Лермонтов лирикой и кавказскими поэмами „Демон“ и „Мцыри“ эпоху высокого романтизма завершил. 20 лет между 1820 и 1840 гг. стали, быть может, самой яркой страницей русской поэзии за всю ее историю. Романтический герой Лермонтова отличается внутренней цельностью, он из года в год переходит из произведения в произведение. Он одинок. Как парус в тумане моря голубом, как пленный рыцарь в своей темнице, как Демон.
Романтическое двоемирие представлено у Лермонтова необыкновенно настойчиво и убедительно. Чем хуже, безнадежнее земная жизнь, тем более поэзия Лермонтова устремляется к жизни вечной, к небу, к трансцендентальному (потустороннему) идеалу, к Богу.
Великий муж! Здесь нет награды,
Достойной доблести твоей!
Ее на небе сыщут взгляды,
И не найдут среди людей.
1836-1837. (Б. М. Эйхенбаум высказал мнение, что в стихотворении говорится о П. Я. Чаадаеве, подвергшемся в 1836 г. преследованиям за «Философическое письмо».)
Лермонтов, самый молодой из великих романтиков, был обогащен опытом Байрона, Гейне, Пушкина, Гюго, всей предромантической и романтической литературы, начиная с Гете, Шиллера, Жуковского и кончая Бенедиктовым. Тот тип романтической личности, который был только что описан, в большей мере близок романтическому герою европейской поэзии вообще. Разумеется, у каждого большого поэта лирика неповторимо своеобразна. О своеобразии Лермонтова мы и будем теперь говорить.
В некоторых весьма значительных стихотворениях душа лирического героя стремится навстречу Богу, природе, людям. Она открывается любви и добру, смягчается до самозабвения... <...> До конца жизни у Лермонтова происходило переслоение гармонической и пессимистической линий лирики. Трудно понять и объяснить, какой психологический механизм стоит за этим явлением. Словно бы в поэте уживаются две личности и попеременно проявляются в творчестве. Или словно бы в этом сложнейшем механизме присутствуют два регистра, и поэт, по своему желанию или непроизвольно, включает то один регистр, то другой. Поразительно, что та же закономерность наблюдается в жанре поэмы. Над „Демоном“ поэт работал всю сознательную жизнь; есть основания предполагать, что „Мцыри“ был задуман за девять лет до написания. И вот сквозь годы Лермонтов пронес и осуществил в „Демоне“ пессимистический вариант, в „Мцыри“ гармонический вариант романтического героя...»[8]
Романтизм — миропонимание, осознающее несовершенство окружающего мира.
В художественном творчестве романтизм проявляется в показе идеального героя, его духовного мира и его идеалов, ради которых он вступает в борьбу. Романтический герой страдает от отчуждения, от невозможности изменить свое положение и окружающий мир.
«Своеобразие Лермонтова в том, что через его лирику, сквозь „магический кристалл“ его поэтического восприятия мира, перед нами выступает трагедия романтического персонали́зма. Персона (лат. persona — личность) — особа, личность, человек, лицо. Вся правда персонализма[9], все то, чем он полон, остается без воплощения, ибо человек свободен вовсе не как орел, который свободен в своих внешних движениях; человеку нужна еще свобода духа, то есть свобода с Богом. Верно, конечно, что чаша жизни, которую мы пьем, не наша, что наша личность не абсолютна, что она относится к сфере тварного бытия, — но именно потому, что мы принадлежим вовсе не себе, а Богу, именно потому есть глубочайшая неправда в остановке духа на самом себе. Мятеж не есть и никогда не может быть выходом,— через мятеж нельзя достигнуть покоя. Лермонтов был и остается для нас связанным не запросами его личности, то есть не своим персонализмом; связывал его романтизм, его прикованность к земному бытию»
Перед тем как дать характеристику сыновьям Тараса Бульбы нужно определиться с терминами: антипод – герой, наделённый противоположными другому герою чертами. Андрий и Остап в чём-то похожи, а в чём-то нет. На основании лишь незначительных различий нельзя говорить об антиподах. Антагонист – герой, который противостоит другому герою. Ни Остап, ни Андрий ни разу не были настроены против друг друга, хоть с определённого момента были по разные стороны баррикад. Итак, рассмотрим эти образы подробнее.
Остап Бульбенко – старший сын Тараса. Он обучался в семинарии в Киеве. Нельзя сказать, что тяга к наукам проснулась у него с детства. Известно, что Остап несколько раз сбегал, закапывал учебники и всячески саботировал учебный процесс. Так могло бы продолжаться и дальше, но в его воспитание вмешался отец, пригрозив отправить сына в монастырь в случае непослушания. Это произвело такое сильное впечатление на юного Остапа, что тот взялся за ум и вскоре стал одним из лучших студентов, хотя раньше не отличался особой усидчивостью.
Приехав домой, Остап необычно приветствует своего отца – посчитав слова Тараса Бульбы о нелепой одежде семинаристов оскорбительными, Остап вызывает отца «на поединок». Начавшись кулачным боем, драка заканчивается семейными объятиями. Это была некая проверка: для Остапа доказать, что он может постоять за себя, и не боится даже собственного отца, а для Тараса – проверить вырос ли сын, или всё ещё остался ребёнком.
В этой сцене можно проследить некие параллели с эпизодом убийства Андрия: так же, как и Остапа, который кинулся с кулаками на отца, Тараса Бульбу не остановили кровные узы, когда старый козак стрелял в своего младшего сына.
На празднике в честь возвращения из семинарии Бульба-старший принимает решение отвезти Остапа и Андрия на Сечь, чтобы закалить их характер и превратить их в настоящих мужчин. Двум сыновьям Тараса Бульбы понравилась разгульная жизнь на Сечи, и опасаясь, что юноши пропадут зря, Тарас агитирует запорожцев пойти войной на Польшу.
В сражениях Остап показал себя как отменный воин. Тарас говорил: «Да это будет со временем добрый полковник!» Ни разу Остап не растерялся, не смутился, моментально определял где поджидает неприятность, и рассчитывал как от неё уйти либо избежать. Он был крепок и хладнокровен, как лев. Остапа сделали атаманом, хоть и не просил он такого положения, но и не отказывался. Это было сделано в битве, когда поляк убил одного из куренных атаманов, а Остап отомстил врагу за товарища. Несмотря на храбрость и неутомимость, Остап попадает в плен. Он до последнего держится гордо, не позволяет себе кричать перед смертью. Именно Остап первый выходит на казнь. Силы постепенно покидали его. Остап жалел о том, что вокруг все чужие. «Он не хотел слышать рыданий матери или безумных воплей супруги». Перед смертью у Остапа было лишь одно желание – знать, что рядом его отец. Можно предположить, что услышав ответ на свои слова, Остап умирает с ощущением спокойствия.
Андрий – младший сын Тараса Бульбы. Он так же, как и Остап, закончил семинарию и вернулся домой. Из повести читатель узнаёт, что Андрий учился хорошо, но не делал для этого особых усилий. Ему легко давались предметы. Он был заводилой и организатором различный розыгрышей, но всё сходило ему с рук. Андрий рано открыл в себе потребность любить, в чём боялся признаться товарищам. Он мечтал о прекрасной девушке, которая сможет покорить его сердце. Однажды волею обстоятельств он встречает дочь польского пана и влюбляется в неё с первого взгляда. Не задумываясь о последствиях, он проникает в дом панночки в ту же ночь, девушка его не прогоняет.
Основной идейный пафос поэмы «Мцыри» — «протест против порабощающей человека душной неволи, поэтизация борьбы как наиболее естественного выражения человеческих сил, призыв к свободе, утверждение любви к родине и героического служения ей. Это поэма об идеальном герое, проникнутом страстной жаждой жизни»[7]. «Пушкин южными элегиями и поэмами начал эпоху высокого романтизма.
Лермонтов лирикой и кавказскими поэмами „Демон“ и „Мцыри“ эпоху высокого романтизма завершил. 20 лет между 1820 и 1840 гг. стали, быть может, самой яркой страницей русской поэзии за всю ее историю. Романтический герой Лермонтова отличается внутренней цельностью, он из года в год переходит из произведения в произведение. Он одинок. Как парус в тумане моря голубом, как пленный рыцарь в своей темнице, как Демон.
Романтическое двоемирие представлено у Лермонтова необыкновенно настойчиво и убедительно. Чем хуже, безнадежнее земная жизнь, тем более поэзия Лермонтова устремляется к жизни вечной, к небу, к трансцендентальному (потустороннему) идеалу, к Богу.
Великий муж! Здесь нет награды,
Достойной доблести твоей!
Ее на небе сыщут взгляды,
И не найдут среди людей.
1836-1837. (Б. М. Эйхенбаум высказал мнение, что в стихотворении говорится о П. Я. Чаадаеве, подвергшемся в 1836 г. преследованиям за «Философическое письмо».)
Лермонтов, самый молодой из великих романтиков, был обогащен опытом Байрона, Гейне, Пушкина, Гюго, всей предромантической и романтической литературы, начиная с Гете, Шиллера, Жуковского и кончая Бенедиктовым. Тот тип романтической личности, который был только что описан, в большей мере близок романтическому герою европейской поэзии вообще. Разумеется, у каждого большого поэта лирика неповторимо своеобразна. О своеобразии Лермонтова мы и будем теперь говорить.
В некоторых весьма значительных стихотворениях душа лирического героя стремится навстречу Богу, природе, людям. Она открывается любви и добру, смягчается до самозабвения... <...> До конца жизни у Лермонтова происходило переслоение гармонической и пессимистической линий лирики. Трудно понять и объяснить, какой психологический механизм стоит за этим явлением. Словно бы в поэте уживаются две личности и попеременно проявляются в творчестве. Или словно бы в этом сложнейшем механизме присутствуют два регистра, и поэт, по своему желанию или непроизвольно, включает то один регистр, то другой. Поразительно, что та же закономерность наблюдается в жанре поэмы. Над „Демоном“ поэт работал всю сознательную жизнь; есть основания предполагать, что „Мцыри“ был задуман за девять лет до написания. И вот сквозь годы Лермонтов пронес и осуществил в „Демоне“ пессимистический вариант, в „Мцыри“ гармонический вариант романтического героя...»[8]
Романтизм — миропонимание, осознающее несовершенство окружающего мира.
В художественном творчестве романтизм проявляется в показе идеального героя, его духовного мира и его идеалов, ради которых он вступает в борьбу. Романтический герой страдает от отчуждения, от невозможности изменить свое положение и окружающий мир.
«Своеобразие Лермонтова в том, что через его лирику, сквозь „магический кристалл“ его поэтического восприятия мира, перед нами выступает трагедия романтического персонали́зма. Персона (лат. persona — личность) — особа, личность, человек, лицо. Вся правда персонализма[9], все то, чем он полон, остается без воплощения, ибо человек свободен вовсе не как орел, который свободен в своих внешних движениях; человеку нужна еще свобода духа, то есть свобода с Богом. Верно, конечно, что чаша жизни, которую мы пьем, не наша, что наша личность не абсолютна, что она относится к сфере тварного бытия, — но именно потому, что мы принадлежим вовсе не себе, а Богу, именно потому есть глубочайшая неправда в остановке духа на самом себе. Мятеж не есть и никогда не может быть выходом,— через мятеж нельзя достигнуть покоя. Лермонтов был и остается для нас связанным не запросами его личности, то есть не своим персонализмом; связывал его романтизм, его прикованность к земному бытию»
Объяснение: