Я анализирую здесь несколько произведений кратко .Вы бери то ,что тебе понятнее и ближе .
18 век - "золотой век " русской литературы .
Я согласна с этим определением послепетровской эпохи ,касающейся оценки русской литературы .Принято иное определение .Пушкинская пора -это "золотой век" .Время Блока и Ахматовой ,"серебряный век" .Это общепринято. Как же быть? Я всё же отдала бы часть золотого блеска именно литературе 18 века .И есть за что . Ведь без этой плеяды поистине золотых умов и талантов ,мы не знаем ,каким бы языком говорил Пушкин .Какие проблемы поднимал бы Гоголь? О чём писали бы Герцен ,Толстой ( и далее- везде ) Назову тех ,кто в 18 веке создал основу для последующих поколений русских писателей,кем мы заслуженно гордимся ,и по сей день с интересом читаем произведения о нашей родине . Реформатор Тредиаковский , просветитель Сумароков , гений Ломоносов , патриарх поэзии Державин ,баснописец Крылов ,драматург Фонвизин ,писатель Радищев ,историк и писатель Карамзин . Конечно же ,над всеми парит ( царит? ) уникальный Ломоносов .Он творец зарождающейся новой литературы.Он и поэт - классицист ,он и создатель новой системы русского стихосложения ,он и автор теории о трёх "штилях".НЕ будь у нас "этого первого русского университета " ( перифраз - то есть Ломоносова ) ,я уверен ,не скоро бы Россия заговорила современным языком . А вельможный Державин ,который ,по меткому выражению Пушкина их"заметил и в гроб сходя благословил"?.Все мысли патриарха российской поэзии ,все его слова ,вся его деятельность ,его честь - это польза и слава родного Отечества .Философское раздумье "Водопад"- это раздумье о смысле жизни ,о человеке .Державин говорил : Ум и сердце человека Были гением моим . А "Памятник"? Ведь Пушкин не только на Горация равнялся в своём поэтическом завещании .На Державина .У него учился любви к народу и Отечеству . .Особое место занимает среди писателей и "властителей дум "18 века - А.Радищев ,первый ,кто за печатное слово был сослан и наказан очень жестоко .И начало положила ода"Вольность" Впервые была поднята именно им тема народа ,нравственности ,восхищения достоинством .трудолюбием ,талантом к сопротивлению русского народа ."Путешествие из Петербурга в Москву "- это песнь о народе : и гимн ему .и поминание ,и скорбь ..."Анюта из "Едрово "- идеал писателя ." Полесть"- аллегория =просветительскому прозрению . А "сатиры смелый властелин ...Фонвизин ,друг свободы"?Его бессмертная пьеса "Недоросль "до сих пор - непревзойдённая сатирическая характеристика поместного дворянства .Изучается в школе и вызывает неугасающий интерес школьников .Актуальна и по сей день ! Я уже не говорю о баснях Крылова .В 19 веке "насмешки вечные над львами ,над орлами "раздражали .например ,Фамусова ,а сейчас с удовольствием эти басни читают и изучают школьники ,им всё понятно ,пороки человеческие через столетия не очень поменялись . Особое место в ряду литераторов 18 века можно отвести Карамзину .Опять - чудо ."Бедную Лизу" ,сентиментальную повесть ,читают и и изучают современные школьники и "над вымыслом обливаются слезами " девчонки ,стараясь не повторить ошибок Лизы.А "История Государства Российского?" Настольная книга немалого количества знакомых мне людей . Многое можно "вменить" в заслугу 18 веку и его литературе . Подводя итог ,могу сказать ,что 18 век - это этап становления духовной культуры национального самосознания моего народа .В это время просветителями века были заложены основы идейных представлений ,тем ,жанров .Оформился классицизм ,преобразовалось стихосложение ,начал формироваться русский литературный язык ,создана была периодическая печать (Сумароков .Новиков ,Крылов ),что привело литературу к дальнейшему расцвету .
Николай михайлович карамзин — представитель сентиментально-романтической линии xviii века. в его творчестве полно и ярко раскрыты художественные возможности сентиментализма. чувствительность — так на языке конца xviii века определяли главное достоинство повестей карамзина, потому что основное внимание он сосредоточил на психологии героев, достигнув в этом деле высокого мастерства. как никто из предшествующих писателей, он умел показать все перипетии любви, передать тончайшие оттенки чувств, мастерски раскрыть внутренний мир своих героев. погружая читателей в напряженную эмоциональную атмосферу «нежных страстей» , он учил их сострадать людям. чувствительным и нежным называли карамзина. в карамзин был новатором — в области трактовки характеров, тематики и стилистических средств, в области прозаических характеров. повесть карамзина «бедная лиза» , написанная в 1792 году и посвященная любовной теме, двух любящих сердец, получила особую популярность среди современников. его герои ищут счастья в любви, но их окружает большой и жестокий мир со своими бесчеловечными и страшными законами. этот мир лишает героев карамзина счастья, делает их жертвами, несет им постоянные страдания и обрекает на гибель. лиза жила вместе с матерью в подмосковье, в небольшом домике на берегу москвы-реки, неподалеку от симонова монастыря. и мать, и покойный отец старались привить дочери высокие моральные качества. с детства учили ее, что в этой жизни ничего не дается даром, нужно всего достигать самому. они и сами придерживались таких же принципов: отец «любил работу, пахал хорошо землю и вел всегда трезвую жизнь» , а мать оставалась верна памяти мужа и многие годы продолжала проливать о нем слезы, «ибо и крестьянки любить умеют! » лиза, воспитанная в строгости, «трудилась день и ночь — ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды — и все сие продавала в москве» . мы видим, что горячие симпатии автора неизменно сопутствуют героине, на ее стороне он и в решении главного конфликта. простая крестьянская девушка с самоотверженным характером (при всем уважении и любви к матери лиза так и не сказала ей о своих отношениях с эрастом) полюбила доброго, но праздной жизнью барина, не способного думать о последствиях своих поступков. ее чувства были необыкновенно глубоки, постоянны, а главное, бескорыстны. лиза прекрасно понимала, что никогда не сможет стать женой любимого человека, ведь он «барин» , но, несмотря на это, продолжала самозабвенно любить эраста «совершенно отдавшись ему, им только жила и дышала.. и в удовольствии его полагала свое счастье, совершенно не думая о себе» . карамзин описывал отношения лизы и эраста в пасторальных, идиллических тонах, подчеркивая, что трагический конец их отношений — результат сложившихся обстоятельств и легкомысленного характера главного героя, и причина вовсе не в социальном неравенстве. эраст — «довольно богатый дворянин» с «добрым от природы» , но «слабым и ветреным сердцем» . «он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии» . вначале эраст думал только о «чистых радостях» и хотел «жить с лизою как брат с сестрою» , но переоценил свои силы. затем, как обычно, пресытившись «наскучившими» отношениями, захотел освободиться от них. для лизы же потеря эраста была равносильна утрате жизни. существование без эраста не имеет для нее смысла, поэтому она кончает жизнь самоубийством. драма — не только у лизы, но и у эраста. ведь осудить себя самого на нравственные муки до конца своей жизни — наказание не меньшее, чем быть осужденным другими. о душевной драме эраста говорят слова самого автора: «эраст был до конца своей жизни несчастлив. узнав о судьбе лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею» . своего героя карамзин не считает типичным: «люди делают много зла — без сомнения — но злодеев мало; заблуждение сердца, безрассудность, недостаток просвещения виною дурных »
18 век - "золотой век " русской литературы .
Я согласна с этим определением послепетровской эпохи ,касающейся оценки русской литературы .Принято иное определение .Пушкинская пора -это "золотой век" .Время Блока и Ахматовой ,"серебряный век" .Это общепринято. Как же быть?
Я всё же отдала бы часть золотого блеска именно литературе 18 века .И есть за что .
Ведь без этой плеяды поистине золотых умов и талантов ,мы не знаем ,каким бы языком говорил Пушкин .Какие проблемы поднимал бы Гоголь? О чём писали бы Герцен ,Толстой ( и далее- везде )
Назову тех ,кто в 18 веке создал основу для последующих поколений русских писателей,кем мы заслуженно гордимся ,и по сей день с интересом читаем произведения о нашей родине . Реформатор Тредиаковский , просветитель Сумароков , гений Ломоносов , патриарх поэзии Державин ,баснописец Крылов ,драматург Фонвизин ,писатель Радищев ,историк и писатель Карамзин .
Конечно же ,над всеми парит ( царит? ) уникальный Ломоносов .Он творец зарождающейся новой литературы.Он и поэт - классицист ,он и создатель новой системы русского стихосложения ,он и автор теории о трёх "штилях".НЕ будь у нас "этого первого русского университета " ( перифраз - то есть Ломоносова ) ,я уверен ,не скоро бы Россия заговорила современным языком .
А вельможный Державин ,который ,по меткому выражению Пушкина их"заметил и в гроб сходя благословил"?.Все мысли патриарха российской поэзии ,все его слова ,вся его деятельность ,его честь - это польза и слава родного Отечества .Философское раздумье "Водопад"- это раздумье о смысле жизни ,о человеке .Державин говорил :
Ум и сердце человека
Были гением моим .
А "Памятник"? Ведь Пушкин не только на Горация равнялся в своём поэтическом завещании .На Державина .У него учился любви к народу и Отечеству .
.Особое место занимает среди писателей и "властителей дум "18 века - А.Радищев ,первый ,кто за печатное слово был сослан и наказан очень жестоко .И начало положила ода"Вольность" Впервые была поднята именно им тема народа ,нравственности ,восхищения достоинством .трудолюбием ,талантом к сопротивлению русского народа ."Путешествие из Петербурга в Москву "- это песнь о народе : и гимн ему .и поминание ,и скорбь ..."Анюта из "Едрово "- идеал писателя ." Полесть"- аллегория =просветительскому прозрению .
А "сатиры смелый властелин ...Фонвизин ,друг свободы"?Его бессмертная пьеса "Недоросль "до сих пор - непревзойдённая сатирическая характеристика поместного дворянства .Изучается в школе и вызывает неугасающий интерес школьников .Актуальна и по сей день !
Я уже не говорю о баснях Крылова .В 19 веке "насмешки вечные над львами ,над орлами "раздражали .например ,Фамусова ,а сейчас с удовольствием эти басни читают и изучают школьники ,им всё понятно ,пороки человеческие через столетия не очень поменялись .
Особое место в ряду литераторов 18 века можно отвести Карамзину .Опять - чудо ."Бедную Лизу" ,сентиментальную повесть ,читают и и изучают современные школьники и "над вымыслом обливаются слезами " девчонки ,стараясь не повторить ошибок Лизы.А "История Государства Российского?" Настольная книга немалого количества знакомых мне людей .
Многое можно "вменить" в заслугу 18 веку и его литературе .
Подводя итог ,могу сказать ,что 18 век - это этап становления духовной культуры национального самосознания моего народа .В это время просветителями века были заложены основы идейных представлений ,тем ,жанров .Оформился классицизм ,преобразовалось стихосложение ,начал формироваться русский литературный язык ,создана была периодическая печать (Сумароков .Новиков ,Крылов ),что привело литературу к дальнейшему расцвету .