Анализ ! !
безнадежно-взрослый вы? о, нет!
вы дитя и вам нужны игрушки,
потому я и боюсь ловушки,
потому и сдержан мой .
безнадежно-взрослый вы? о, нет!
вы дитя, а дети так жестоки:
с бедной куклы рвут, шутя, парик,
вечно лгут и дразнят каждый миг,
в детях рай, но в детях все пороки, —
потому надменны эти строки.
кто из них доволен дележом?
кто из них не плачет после елки?
их слова неумолимо-колки,
в них огонь, зажженный мятежом.
кто из них доволен дележом?
есть, о да, иные дети — тайны,
темный мир глядит из темных глаз.
но они отшельники меж нас,
их шаги по улицам случайны.
вы — дитя. но все ли дети — тайны? !
Но апофеозом изображения недоросля является экзамен Митрофана .То ,что он глуп ,мы поняли ещё во время урока правописания .Когда Кутейкин диктует балбесу строчку из библии о том ,что "я есть скот ,а не человек ,поношение человеков" .Мы вместе с учителем хохочем над удавшейся шуткой ,а Митрофан старательно пытается выводить непокорной рукой буквы .
Ещё смешнее выглядит герой на экзамене по русскому языку .Про дверь и то ,какая это часть речи ,Митрофан с учёным видом во о какой двери идёт речь ( если о той ,что приложена к чулану ,то прилагательна ,а которая стоит - пока существительна")
Мы понимаем .что Митрофан - невежа .А когда маменька утверждает ,что "еоргафия наука не дворянская" - кучер есть ,он довезёт,то мы понимаем ,что основная причина всех митрофановых "злонравий " - маменька ,а если шире ,то воспитание .Это мать в первую очередь превратила сына своей неумной и неуёмной любовью в обжору и лодыря .
Человек безнравственный и ленивый - отвратителен ,по мнению автора .
А когда мы видим ,что недоролсль не прочь жениться на Софье и мечтает о том ,как распорядится её денежками ,тут уже комедия превращается в жёсткую сатиру .
Не случайно Правдин ,показывая на Митрофана ,восклицает :"Вот злонравия достойные плоды!"
А Пушкин ,вспоминая Фонвизина ,писал
Сатиры смелый властелин ,
Блистал Фонвизин ,друг свободы .
Немалое мужество надо было иметь ,чтобы в столь неприглядном виде показать опору государственного строя - дворянство .
Эти пословицы А.С. Пушкин использовал в романе «Капитанская дочка»:
Береги честь смолоду. Долг платежом красен. На грех мастера нет. Худой мир лучше доброй ссоры. Незваный гость хуже татарина.
Пословицы "Кто кто любит попа, а кто попадью" и "Ни в мать, ни в отца, а в проезжего молодца" использовал Н.В. Гоголь в поэме "Мёртвые души".
Драматург А.Н. Островский многие пословицы сделал названиями своих пьес: «Свои люди – сочтемся», «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Свои собаки грызутся, чужая не приставай!», «На всякого мудреца довольно простоты», «Старый друг лучше новых двух», «Правда хорошо, а счастье лучше» и др.
В трагедии «Ромео и Джульетта» Шекспир использовал пословицу «a bold-rested moving» — «а смелый упрется — не сдвинуть».
Писатель М.Е. Салтыков-Щедрин в «Современной идиллии» использовал пословицу «Выше лба уши не растут».