Анализ эпизода драматического произведения 1.Определите границы эпизода и дайте ему название.
2.Охарактеризуйте событие, лежащее в основе эпизода.
3.Определите, какое место данный эпизод занимает в произведении (завязка, кульминация, эпизод развития действия).
4. Назовите основных участников эпизода и определите их роль в эпизоде.
5.Раскройте особенности вступления и финала эпизода.
6. Сформулируйте проблему, вопрос, который в центре внимания персонажей эпизода.
7.Выявите противоречие (конфликт), лежащее в основе эпизода.
8. Охарактеризуйте отношение участников эпизода к данной проблеме
9.Поймите авторскую позицию в данном эпизоде, ее связь с сюжетом, образами
Вам нужно выполнить анализ явления IV из I действия (учебник литературы, часть 1, стр. 47-49)
Примерный образец анализа эпизода из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»
( действие I, явление VI, в учебнике стр.51-52).
1.Данный эпизод можно озаглавить «Письмо».
2. Основное событие в нем – получение Софьей письма от ее дяди Стародума.
3. События VI явления относятся к завязке произведения. В диалоге Софьи с госпожой Простаковой завязывается интрига. Зрителю непонятно, жив ли дядюшка и состоится ли все-таки сговор Скотинина и Софьи.
4. Основные участники эпизода – Простакова, Скотинин и Софья. Главный диалог разворачивается между Софьей и г-жой Простаковой.
5. В начале явления мы узнаем, что Простакова уже несколько лет считает дядю Софьи умершим и поэтому не верит девушке, но прочесть письмо они с братом не могут, так как оба абсолютно безграмотны , причем гордятся этим. Финал эпизода – один из ключевых моментов для понимания всей комедии. Из слов Простаковой мы узнаем, как проходит воспитание и образование ее Митрофанушки и какова цель стараний его маменьки.
6.В центре внимания всех участников эпизода – содержание письма, от него зависит дальнейшая их судьба.
7. В основе данного эпизода - конфликт взглядов на жизнь Софьи ( образованность, воспитанность, честность) и Простаковых (невежество, хитрость, жадность).
8. Для Софьи письмо – путь к освобождению от «заботы» Простаковых. Для Простаковой и Скотинина – крах всех планов по захвату Софьиного наследства.
9. Фонвизин выступает против невежества и хамства помещиков. Позиция автора не выражена здесь открыто. Мы можем понять ее из реплик героев и авторских ремарок. Для выражения своей позиции автор использует приёмы создания комического эффекта:
- юмор ( «Я, благодаря Бога, не так воспитана. Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому»);
- ирония («Вот до чего дожили! …деушки грамоте умеют!»);
- гротеск ( «Как не умирал!...Разве ты не знаешь, что уж несколько лет от меня его и в памятцах за упокой поминали? Неужто таки и грешные-то мои молитвы не доходили!»).
- гипербола («на боку лёжа, летят себе в чины»).
А че так долго? Я не знаю если честно сори