Анализ фрагмента из отрывка произведения Д. Дефо «Робинзон Крузо выпишите любой фрагмент из 6 главы и собственно,проанализируйте его:
План анализа эпизода
1. Место эпизода в произведении ( вспомните фильм, который вы смотрели, и подумайте, когда происходили эти события в жизни героя);
2. Кто ведет повествование об этих событиях?
3. Внутреннее состояние героя ( тезис- пример из текста- вывод)
4. Отчаялся ли наш герой? Если нет, почему?
5. Какие действия совершает герой, оставшись один на острове? ( примеры из текста)
6. Какие качества можно определить у нашего героя? ( тезис- пример из текста- вывод)
7. Что общего между Васюткой из рассказа В.Астафьева «Васюткино озеро» и Робинзоном Крузо?
8. Ваше отношение к герою
Это самобытное, оригинальное создание творческой памяти писателя.
В произведении описывается хроника основных событий жизни героя в
течение года, последнего года перед началом учения. Взаимосвязь жизни
десятилетнего ребенка с жизнью природы создает своеобразный лирический колорит
повествования:
"Никита плыл под звездами, покойно глядел на далекие миры".
"Все это - мое, - думал он, - когда-нибудь сяду на воздушный корабль
и умчу... " Так воспринимает природу мальчик, когда летом после молотьбы
едет на возу; Никита близок ей, растворяется в окружающем его мире. Вот
после новогодней елки возвращается Никита один домой, проводив ребят, которые
были приглашены в гости: "Никите казалось, что он едет во сне, в заколдованном
царстве. Только в зачарованном царстве бывает так странно и так счастливо на
душе".
Единение с природой, ощущение себя неотъемлемой частью ее создает
в душе мальчика почти постоянное ожидание счастья, чудесного, фантастического.
Поэтому становится понятным столь пристальное внимание Никиты ко всему, что
его окружает.
Видение Никитой реального перекликается с его фантастическими
представлениями, идущими от мечты мальчика, от стремления опоэтизировать
окружающий мир. Он заражает этим стремлением других. Так, Лиля ищет с ним
вместе вазочку, приснившуюся однажды Никите. И когда в самом деле эта
вазочка была найдена детьми на часах в темной комнате, а в ней оказалось
колечко, Никита с уверенностью говорит: "Это волшебное".
Автор включает в повествование картины быта. В "Детстве Никиты"
Толстой представил крестьянскую жизнь безмятежной, в одних поэтических чертах,
как воспринял ее сам в раннем детстве.
Толстой наделил Никиту уважением к народу. Самым авторитетным лицом Никита
считает работающего на скотном дворе Мишку Коряшонка - подпаска. Это
серьезный и рассудительный паренек, который, в подражание взрослым говорит
с напускным равнодушием. "Никита с большим уважением глядел на Коряшонка".
Хотя Мишка и маленький, но в его замечаниях, советах и поступках уже ясно виден
русский склад ума и русский характер.
Другой знакомец Никиты - вихрастый, курносый и большеротый Степа
Карнаушкин с "заговоренным кулаком". Компанию деревенских друзей Никиты дополняют
Семка, Ленька, Артамошка-меньшой, Нил, Ванька Черные Уши и бобылев племянник
Петрушка.
Целыми днями крутится Никита во дворе, у колодца, в каретном сарае,
в людской, на гумне.. . Для Никиты понятнее всего суждения Мишки Коряшонка.
Но менее важно и то, что сказал или сделал плотник Пахом, рабочий Василий,
сутулый Артем.
Никита с любопытством относится к жизни деревни, крестьянских ребят,
к мужицким занятиям, не понимая, правда, сложностей и тягот деревенской жизни,
но в то же время стихийно, инстинктивно не отделяя себя от нее, чувствуя
себя чем-то неразрывно связанным с деревней.
Повесть Толстого в ряду книг о дворянском детстве является
последним звеном; здесь есть все, характерное для детства барчонка, но все же
это - конец дворянской усадьбы, помещичий быт на ущербе.
Характеристика Никиты из повести "Детство Никиты":
Никита – центральный персонаж произведения «Детство Никиты». Это десятилетний ребенок с особым мировоззрением. Он еще наивен, простодушен и несколько доверчив. Никита вдумчивый и мечтательный. Он ощущает особую связь с природой, чувствует, что является ее неотъемлемой частью. О мировосприятие Никиты говорится: «Никите казалось, что он идет во сне, в заколдованном царстве. Только в зачарованном царстве бывает так странно и так счастливо на душе». С своей фантазии ребенок воодушевляет все, что его окружает. Он создает особые образы кота, лошади, ежика, поэтизирует мир, который его окружает.