Анализ и интерпретация 9. Задание: прочитайте отрывок из рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» и выполните следующие задания ( )
— И спрашивать тут долго нечего,— говорит Очумелов.
— Она бродячая! Нечего тут долго разговаривать... Ежели сказал, что бродячая, стало быть и бродячая... Истребить, вот и всё.
— Это не наша,— продолжает Прохор.— Это генералова брата, что намеднись приехал. Наш не охотник до борзых. Брат ихний охоч...
— Да разве братец ихний приехали? Владимир Иваныч? — спрашивает Очумелов, и всё лицо его заливается улыбкой умиления.
— Ишь ты, господи! А я и не знал! Погостить приехали?— В гости...
— Ишь ты, господи... Соскучились по братце... А я ведь и не знал! Так это ихняя собачка? Очень рад... Возьми ее... Собачонка ничего себе... Шустрая такая... Цап этого за палец! Ха-ха-ха... Ну, чего дрожишь? Ррр... Рр... Сердится, шельма... цуцык этакий...Прохор зовет собаку и идет с ней от дровяного склада... Толпа хохочет над Хрюкиным.
— Я еще доберусь до тебя! — грозит ему Очумелов и, запахиваясь в шинель,
продолжает свой путь по базарной площади.
1. Объясните роль данного эпизода в композиции всего произведения, проанализируйте его, приведите аргументы для определения элементов композиции.
2. Охарактеризуйте персонажей, выявляя отношение главного героя произведения к другим героям, объясните взаимоотношения Очумелова с другими действующими лицами
3. Выпишите из произведения художественные средства и приемы выражения авторского отношения к героям и событиям (не менее двух средств). Объясните, с какой целью их использует автор.
Прославление человеческих добродетелей в сказке Братьев Гримм «Госпожа метелица» Из сказки братьев Гримм «Госпожа Метелица» мы узнали захватывающую историю о том, как зло было наказано, а добро, милосердие и трудолюбие — щедро награждены. Падчерица тяжело работала, а ее мачеха всем была недовольна. Однажды девочка случайно упустила в колодец веретено. Неродная мать заставила полезть его доставать, и падчерица упала в колодец.
Очнулась она на замечательной зеленой поляне. Девочка пошла и по пути хлебу, яблоне. Потом увидела избушку, из окна которой выглядывала старая баба. Хоть она была и страшная, но обратилась к падчерице с ласковым словом, пригласила на службу, и она согласилась. Девочка была старательной, работящей, потому жилось ей очень хорошо. Но спустя некоторое время почему-то ее потянуло домой.
Госпожа Метелица щедро труженицу наградила и отпустила. Когда так же хотела получить вознаграждение и родная дочь мачехи, то у нее ничего не вышло. Ведь росла она ленивой, безразличной, жестокой. И, вместо золота за хорошую службу, получила смолу, от которой и до конца жизни не отмылась. Так были наказаны дочь и мать за их зло и лень. Следовательно, главная мысль в этой сказке — хвала трудолюбию и осуждение лени и праздности, жестокого
отношения к близким людям.
Проблема добра и зла — это одна из вечных тем в литературе. Она звучит в произведениях Данте и Шекспира, находит отражение в русской классической литературе. Эта тема является "основой многих сказок и легенд. Но если в сказках добро почти всегда торжествует, а зло наказывается, то в действительности не всегда бывает так. Во многом, по-моему, повесть “Белый пароход” интересна тем, что в ней одновременно сосуществуют и современная жизнь и древняя легенда, причем проблема добра и зла разрешается отлично от привычного исхода. Еще одна особенность постановки вопроса добра и зла в этом произведении — в его переплетении с национальными проблемами при разном восприятии моральных и духовных ценностей и законов, в частности характерных для киргизов.
Живущий в этой сложной действительности главный герой повести, семилетний мальчик, делит и свой мир на два измерения: реальный мир и древний мир, фантастический мир сказки и легенды, добра и справедливости, который как бы компенсирует несправедливости реальности, а их много. Мальчик оставлен родителями на попечение деда. И у отца, и у матери уже другие семьи. Живет мальчик с дедом Момуном на далеком лесном кордоне, где их родственник Орозкул все время притесняет, унижает их. Дед не мог защитить внука от жестокостей и несправедливостей сего мира, ибо сам был слаб. В повести, как, увы, и в жизни, получается так, что лучшие люди бедны, несчастливы, унижены теми, кто имеет власть и силу. Так, дед Момун “всю жизнь с утра до вечера в работе, в хлопотах прожил, а заставить уважать себя не научился” и оказался во власти мстительного и ограниченного родственника — Орозкула, хозяина кордона.
И мальчик видит эту полную несправедливостей жизнь.
Не секрет, что в каждом человеке существует внутренняя тяга к добру, справедливости. И если их нет в реальном мире, человек пытается воссоздать недостатки этих добрых начал во внутреннем, вымышленном мире, в мечтах, желаниях переделать злой мир, как это случается и со мной. По моему мнению, это происходит в большей или меньшей степени, но с каждым человеком, а особенно сильно и часто случается с детьми. И конечно, мальчик из “Белого парохода” не был исключением. У него были две сказки. Одна своя, о которой никто не знал. Другая та, которую рассказывал дед.
Сказка, которую рассказывал дед, — легенда о Рогатой матери - оленихе человеческих детей, тем самым восстановив когда-то в древности род киргизов. Но гордые и тщеславные люди вскоре забыли о добре Рогатой матери - оленихи. Они стали охотиться на маралов, и оленям пришлось уйти в другие края.
Понятно, что эта легенда, в которой побеждает зло, не могла служить для мальчика опорой и утешением. И тогда он создает свою легенду. Его сказка — это камни с вымышленными именами, среди которых есть и “вредные”, и “добрые”, а также “любимые”, “смелые” и “злые” растения. Но “любимых”, “добрых” и “смелых”, наверно, было больше.
В этой сказке у мальчика есть и верные друзья — бинокль и портфель, которым он поверяет свои тайные мысли и мечты. В волшебном мире сказки мальчик встречается с отцом. Он мечтает превратиться в рыбу и добраться по Иссык-Кулю до белого (белого, а не черного! ) парохода, где плавает матросом его отец.
И, как во всякой сказке, волшебный мир, в который погружается мальчик, прекрасен и справедлив. Этот мир представлен в повести целым рядом легенд и сказок, мечтами и снами ребенка. Здесь добро всегда торжествует над злом, каждое злодеяние наказывается, здесь царят красота и гармония, которых так не хватает мальчику в действительной жизни. Его легенды — это единственное, что мальчику жить, остаться добрым, неиспорченным ребенком, верящим в добро и в то, что оно победит. Тот внутренний мир оберегал чистую душу ребенка от зла внешнего, окружающего мира. Но эти миры должны были столкнуться, и, по-моему, это было неизбежно.