Анализ III части стихотворения А.С. Пушкина «Осень» Как весело, обув железом острым ноги,
Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек!
А зимних праздников блестящие тревоги?..
Но надо знать и честь; полгода снег да снег,
Ведь это наконец и жителю берлоги,
Медведю, надоест. Нельзя же целый век
Кататься нам в санях с Армидами младыми
Иль киснуть у печей за стеклами двойными.
1. Какие образы и картины выразительнее всего передают настроение и чувства
2. Сопоставление автора и лирического героя
3. Особенности композиции
4. Художественные средства выразительности
5. Место стихотворения в творчестве поэта
6. Личностное истолкование образов произведений
в комедии д. и. фонвизина «недоросль» простакова является воплощением жестокости, двуличия и поразительной недальновидности. она заботится о своём сыне, митрофанушке, стараясь во всём ему угодить, сделать именно так, как хочет он, не заботясь о последствиях своего излишнего опекунства. но ни о ком, кроме сына, она не заботится. ей плевать на прислугу и даже на собственного мужа (гришке: «выйди вон, скот», простакову: «вот каким муженьком наградил меня господь…»). особенно характерным для простаковой я считаю эпизод, в котором митрофанушка, простакова, правдин и стародум демонстрируют свои познания в , и . именно в этом эпизоде простакова выказывает своё отношение к образованности митрофана: «да что за радость и выучиться? » однако, митрофанушка также не особо стремится стать образованным человеком: «вон у чулана шеста неделя дверь стоит ещё не навешана: так эта покамест существительна». я, конечно, согласна с тем, что в человеке главное – не образованность, а интеллект. эту мысль вскользь проводит и простакова: «покойник батюшка воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить». она, безусловно, намекает на то, что если её сын не будет просто грамотен, а будет умным, сообразительным человеком, то он всегда будет нужен обществу. но митрофан считает себя господином жизни, а окружающих его людей - своими слугами. финальная сцена хорошо подчёркивает эту черту характера митрофанушки, а простаковой указывает на её главную ошибку, давая читателю повод задуматься о своём отношении к себе и своим близким.
повесть н. м. карамзина «бедная лиза» была одним из первых сентиментальных произведений xviii века.
сентиментализм провозглашал преимущественное внимание к частной жизни людей, к их чувствам, в равной мере свойственным выходцам из всех сословий. карамзин рассказывает нам несчастной любви простой крестьянской девушки лизы и дворянина эраста, дабы доказать, что «и крестьянки любить умеют».
лиза — идеал природы. она не только «прекрасна душою и телом», но и способна искренне полюбить человека, ее любви не вполне достойного. эраст, хотя и, безусловно, превосходит свою возлюбленную образованием, знатностью и материальным состоянием ,оказывается духовно мельче ее. так же он обладает умом и добрым сердцем, но является слабым и ветреным человеком. он не в состоянии подняться над сословными предрассудками и жениться на лизе. проигравшись в карты, он вынужден жениться на богатой вдове и оставить лизу, из-за чего она покончила с собой. однако искренние человеческие чувства не умерли в эрасте и, как уверяет нас автор, «эраст был до конца жизни своей несчастлив. узнав о судьбе лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцей».
для карамзина деревня становится очагом природной нравственной чистоты, а город — источником соблазнов, способных эту чистоту разрушить. герои писателя, в полном соответствии с заповедями сентиментализма, почти все время , постоянно выражая свои чувства обильно проливаемыми слезами. карамзин не стыдится слез и призывает к тому же читателей. он подробно описывает переживания лизы, оставленной ушедшим в армию эрастом, мы можем проследить, за тем как она страдает: «с сего часа дни ее были днями тоски и горести, которую надлежало скрывать от нежной матери: тем более страдало сердце ее! тогда только облегчалось оно, когда лиза, уединяясь в густоту леса, могла свободно проливать слезы и стенать о разлуке с милым. часто печальная горлица соединяла жалобный голос свой с ее стенанием».
для писателя характерны лирические отступления, при каждом драматическом повороте сюжета мы слышим голос автора: «сердце мое обливается кровию…», «слеза катится по лицу моему». существенным было для писателя-сентименталиста обращение к социальной проблематике. он не винит эраста в гибели лизы: молодой дворянин так же несчастен, как и крестьянка. важно то, что карамзин едва ли не первый в , который открыл «живую душу» в представителях низшего сословия. с этого и начинается традиция: проявлять сочувствие простым людям. так же можно заметить, что и само название произведения несет особую символику, где с одной стороны указывается на материальное положение лизы, а с другой на благосостояние ее души, что наводит на философские размышления.
писатель обратился и к еще не менее интересной традиции - к поэтике говорящего имени. он с умел подчеркнуть несоответствие внешнего и внутреннего в образах героев повести. лиза - кроткая, тихая превосходит эраста в умении любить и жить любовью. она совершает поступки. требующие решительности и силы воли, идущие в противоречие с законами морали, религиозно - нравственными нормами поведения.
философия, усвоенная карамзиным, сделала природу одним из главных героев повести. право на сокровенное общение с миром природы имеют в повести не все герои, а только лиза и повествователь.
в “бедной лизе” н. м. карамзин дал один из первых в образцов сентиментального стиля, который ориентировался на разговорно-бытовую речь образованной части дворянства. он предполагал изящество и простоту слога, специфический отбор “благозвучных” и “не портящих вкуса” слов и выражений, ритмическую организацию прозы, сближающую ее со стихотворной речью. в повести «бедная лиза» карамзин показал себя большим психологом. он сумел мастерски раскрыть внутренний мир своих героев, в первую очередь их любовных переживаний.
с эрастом и лизой сжился не только сам автор, но и тысячи его современников — читателей повести. этому способствовала хорошая узнаваемость не только обстоятельств, но и места действия. карамзин довольно точно изобразил в «бедной лизе» окрестности московского симонова монастыря, а за находившимся там прудом прочно закрепилось название «лизин пруд». ». более того: некоторые несчастные барышни даже топились здесь по примеру главной героини повести. лиза стала образцом, которому стремились подражать в любви, правда, не крестьянки, а девушки из дворянского и других состоятельных сословий. редкое же имя эраст стало весьма популярным в дворянских семьях. «бедная лиза» и сентиментализм отвечали духу времени.
утвердив своей повестью сентиментализм в , карамзин сделал значительный шаг в плане ее демократизации, отказавшись от строгих, но далеких от живой жизни схем классицизма.