Комедию А.С Грибоедова "Горе от ума" недаром называют бессмертной. Почти две сотни лет она не сходит с подмостков театров. Многие фразы из нее превратились в поговорки и афоризмы.
В ней прослеживаются черты и классицизма, и реализма. С классицизмом пьесу роднит, например, соблюдение правила трех единств: времени, места и действия. В комедии все действие происходит в один день. С утра Чацкий приедет в дом Фамусова, а вечером состоится бал, на ктором Чацкий тоже будет и прямо с бала уедет из Москвы туда, "где оскорбленному есть чувству уголок".
Однако Грибоедов далеко вышел за рамки классицизма, и в пьесе немало черт реализма, который в то время в русской драматургии был внове.
Еще одним новаторством стало то, что Грибоедов использовал в комедии вольный ямб, или, как его еще называют, басенный стих. Это позволило автору передать интонации разговорной речи, что оживляло действие.
В пьесе социальный конфликт переплетается с любовным, что также было новаторством. К примеру, вот любовная линия. Александр Андреевич Чацкий и Софья Фамусова – друзья детства. Чацкий после смерти отца рос в доме Фамусовых. Еще тогда герой полюбил Софью, а она отвечала ему взаимностью. А потом Чацкий уехал на три года. Возвратившись в Москву, Чацкий сразу же, не заезжая к себе, приезжает в дом к своей любимой - и встречает неожиданно холодный прием. Чацкий опоздал: Софья уже влюблена, причем в "жалчайшее создание" - Молчалина, секретаря Фамусова. Чацкий долго не может поверить в это, и когда наконец понимает, что так оно и есть, получает еще один жестокий удар в спину от любимой: узнает, что именно она запустила сплетню о его сумасшествии. Чацкому ничего не остается, как покинуть Москву его здесь уже ничто не держит.
А вот другая линия, не менее важная - социальная. Чацкий по ходу пьесы произносит несколько монологов, которые касаются злободневных проблем того времени: крепостного права, просвещения, преклонения перед всем иностранным. Эти публицистические монологи не только раскрывают образ главного героя, но и показывают отношение самого автора к этим проблемам. А поскольку Чацкий - человек передовых взглядов, то между ним и консерваторами - "фамусовским обществом" - возникает острый конфликт. Чацкий Чужд и непонятен фамусовскому обществу, им проще объявить его безумным, чем прислушаться к его словам. Поэтому сплетня, запущенная Софьей из мести, падает на благодатную почву. Чацкий покидает Москву.
Комедию А.С Грибоедова "Горе от ума" недаром называют бессмертной. Почти две сотни лет она не сходит с подмостков театров. Многие фразы из нее превратились в поговорки и афоризмы.
В ней прослеживаются черты и классицизма, и реализма. С классицизмом пьесу роднит, например, соблюдение правила трех единств: времени, места и действия. В комедии все действие происходит в один день. С утра Чацкий приедет в дом Фамусова, а вечером состоится бал, на ктором Чацкий тоже будет и прямо с бала уедет из Москвы туда, "где оскорбленному есть чувству уголок".
Однако Грибоедов далеко вышел за рамки классицизма, и в пьесе немало черт реализма, который в то время в русской драматургии был внове.
Еще одним новаторством стало то, что Грибоедов использовал в комедии вольный ямб, или, как его еще называют, басенный стих. Это позволило автору передать интонации разговорной речи, что оживляло действие.
В пьесе социальный конфликт переплетается с любовным, что также было новаторством. К примеру, вот любовная линия. Александр Андреевич Чацкий и Софья Фамусова – друзья детства. Чацкий после смерти отца рос в доме Фамусовых. Еще тогда герой полюбил Софью, а она отвечала ему взаимностью. А потом Чацкий уехал на три года. Возвратившись в Москву, Чацкий сразу же, не заезжая к себе, приезжает в дом к своей любимой - и встречает неожиданно холодный прием. Чацкий опоздал: Софья уже влюблена, причем в "жалчайшее создание" - Молчалина, секретаря Фамусова. Чацкий долго не может поверить в это, и когда наконец понимает, что так оно и есть, получает еще один жестокий удар в спину от любимой: узнает, что именно она запустила сплетню о его сумасшествии. Чацкому ничего не остается, как покинуть Москву его здесь уже ничто не держит.
А вот другая линия, не менее важная - социальная. Чацкий по ходу пьесы произносит несколько монологов, которые касаются злободневных проблем того времени: крепостного права, просвещения, преклонения перед всем иностранным. Эти публицистические монологи не только раскрывают образ главного героя, но и показывают отношение самого автора к этим проблемам. А поскольку Чацкий - человек передовых взглядов, то между ним и консерваторами - "фамусовским обществом" - возникает острый конфликт. Чацкий Чужд и непонятен фамусовскому обществу, им проще объявить его безумным, чем прислушаться к его словам. Поэтому сплетня, запущенная Софьей из мести, падает на благодатную почву. Чацкий покидает Москву.