Анализ любого стихотворения А.А.Ахматовой История создания –
Тема –
Идея –
Композиция –
Жанр –
Стихотворный размер –
Строфа –
Рифма –
Рифмовка –
Ритм –
Изобразительно-выразительные средства (при наличии):
Эпитеты –
Метафоры –
Сравнения –
Олицетворения –
Звукопись –
Мое впечатление от стихотворения –
Вопросы к анализу стихотворения
Тема стихотворения:
пейзаж;
общественно-политическая;
любовная/интимная;
философская.
Сюжет:
есть сюжет: образы событий (…каких именно…);
без сюжета: образы чувств (…).
Художественные средства, с которых созданы эти образы:
Композиция: размер, рифма, ритм.
Размер:
_ _' / _ _' / _ _' /_ _' ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге);
'_ _ / '_ _ / '_ _ хорей 3-стопный;
'_ _ _ дактиль;
_ _' _ амфибрахий;
_ _ _' анапест.
Рифма:
аабб – парная;
абаб – перекрестная;
абба – кольцевая.
Тропы – слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении:
эпитет – художественное определение;
сравнение;
аллегория – иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;
ирония – скрытая насмешка;
гипербола – художественное преувеличение;
литота – художественное преуменьшение;
олицетворение – например: куст, который разговаривает, думает, чувствует;
метафора – скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова "как", "словно" – отсутствуют;
паралеллизм.
Стилистические фигуры:
повторы/рефрен;
риторический вопрос, обращение – повышают внимание читателя и не требуют ответа;
антитеза/противопоставление;
градация – например: светлый – бледный – едва заметный;
инверсия – необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;
умолчание – незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает ее сам.
Поэтическая фонетика:
аллитерация – повторение одинаковых согласных;
ассонанс – повторение гласных;
анафора – едино начатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф;
эпифора – противоположна анафоре – повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.
Синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы.
Образ лирического героя, авторское "Я".
Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д.
Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, , роман в стихах, песня, сонет и т.д.
Как делать анализ стихотворения
Для начала следует сказать пару слов о самом авторе. Если вы хорошо знаете его биографию, пишете, что типично для этого поэта в его стихах, какое направление лирики доминирует в его поэзии и т д. и т. п. В общих словах о личности поэта.
Дальше о самом стихотворении. Приводите примеры похожих стихотворений. Раскрываете тему стихотворения (с какой целью написано, о чем). Далее идут менее весомые вещи: предположения или факты о том, что повлияло на автора при написании стиха, какие эмоции и ассоциации вызывает это стихотворение.
Важно помнить, что стихотворение это зеркало души поэта, попытайтесь понять какие эмоции переживал автор в момент написания, что он чувствовал, и запишите это в свой анализ.
После основной части анализа, его можно дополнить теоретическими сведениями, например, каким размером написано стихотворение (хорей, ямб, дактиль и проч.), какими средствами выразительности богато творение (тропы, стилистические фигуры), как называется такая форма стиха и т. п.
В завершении нужно сказать в целом о лирике поэта, пояснить как творчество поэта повлияло на ваше мировоззрение, ваш стиль жизни.
Схема анализа стихотворения
Общеизвестно, что жесткой, канонической схемы анализа поэтического текста не существует, поскольку художественное произведение — явление живое, сопротивляющееся сухому, унифицированному подходу. Следует помнить, что поэтический текст анализировать сложнее, чем прозаический, так как гармонию стиха нетрудно разрушить, неуклюже прикоснувшись к тончайшей поэтической ткани стихотворения, которое стремится запечатлеть «невыразимое», «шепнуть о том, пред чем язык немеет», по образному выражению А. А. Фета.