Анализ монолога
петрушка, вечно ты с обновкой,
с разодранным локтем. достань‑ка календарь;
читай не так, как пономарь;
а с чувством, с толком, с расстановкой.
постой же. – на листе черкни на записном,
противу будущей недели:
к прасковье федоровне в дом
во вторник зван я на форели.
куда как чуден создан свет!
пофилософствуй – ум вскружится;
то бережешься, то обед:
ешь три часа, а в три дни не сварится!
отметь‑ка, в тот же день… нет, нет.
в четверг я зван на погребенье.
ох, род людской! пришло в забвенье,
что всякий сам туда же должен лезть,
в тот ларчик, где ни стать, ни сесть.
но память по себе намерен кто оставить
житьем похвальным, вот пример:
покойник был почтенный камергер,
с ключом, и сыну ключ умел доставить;
богат, и на богатой был женат;
переженил детей, внучат;
скончался; все о нем прискорбно поминают,
кузьма петрович! мир ему! –
что за тузы в москве живут и умирают! –
пиши: в четверг, одно уж к одному,
а может, в пятницу, а может, и в субботу,
я должен у вдовы, у докторши, крестить.
она не родила, но по расчету
по моему: должна родить.
Устаревшие слова: всяк - каждый, любой; вишь - видишь; во спрашивает; внимать - соглашаться, идти навстречу чьим-либо советам; дерзновенный - смелый, отважный; дороден - имеющий крупное, плотное телосложение; зазноба - страсть, любовное влечение; мнишись - мнить, думать; молвит - говорит; мерно - в определённом темпе; опальный - впавший в немилость; око - глаз; пешой - пешком; спрянул - загрустил, устал; стремянный - связанный с кем - то; терема - жилой верхний ярус древнерусских хором или палат; твердыня - крепость, укрепление, укоризна - укор, упрёк.
Метафоры: "послание, полное яду", "кромешная тьма опрични", "очи царя загорелися вдруг".
Самую горячую любовь питала Ильинична к своему младшему сыну Грише. Его до последней минуты ждала она с войны, потеряв и мужа, и старшего сына, и обеих невесток. Перед смертью, собрав последние силы, вышла она ночью из хаты. “Светил полный месяц. Со степи набегал ветерок. От прикладка соломы на голый, выбитый каменными катками ток ложилась густая тень... Ильинична долго смотрела в сумеречную степную синь, а потом негромко, как будто он стоял тут же возле нее, позвала:
— Гришенька! Родненький мой и уже другим, низким и глухим голосом сказала: — Кровинушка моя!”
Преданно любит Григория и робкая Наталья. Ее любовь самоотверженная, покорная, но непонятны Наталье тяжелые думы, терзавшие Григория. Настоящую родственную душу находит Григорий в Аксинье. Когда Наталья упрекает ее за то, что та отнимает отца у детей, Аксинья отвечает: “У тебя хоть дети есть, а он у меня... один на всем белом свете! Первый и последний. Знаешь что? Давай о нем больше не гутарить. Жив будет он, оборонит его от смерти царица небесная, вернется — сам выберет...”
Аксинья пронесла любовь к Григорию через всю свою трудную, исковерканную жизнь. Простая, неграмотная казачка, она обладала сложной, богатой душой. Писатель часто передает чувства, волнующие Аксинью, через восприятие ею окружающей природы. Вот после тяжелой болезни Аксинья впервые вышла на крыльцо и долго стояла, опьяненная свежестью весеннего воздуха. “Иным, чудно обновленным и обольстительным, предстал перед нею мир. Блестящими глазами она взволнованно смотрела вокруг, по-детски перебирая складки платья. Повитая туманом даль, затопленные талой водой яблони в саду, мокрая огорожа и дорога за ней с глубоко промытыми колеями — все казалось ей невиданно красивым, все цвело густыми и нежными красками, будто осиянное солнцем”.
Жизнь без Григория, без любви была для Аксиньи невыносима, поэтому на призыв любимого ехать с ним она отвечает: “Гришенька, миленький, поползу...” Яркая, порывистая, самоотверженная Аксинья остается надолго в памяти читателей.
Немалое достоинство роману “Тихий Дон” придает сочетание эпического изображения великих исторических событий с удивительной лиричностью повествования, передачей тончайших интимных переживаний людей, раскрытием их самых сокровенных чувств и мыслей, и в большей мере это относится I к описанию женских образов простых русских женщин.