Анализ отрывка « Айвазовский в Феодосии» ( По Л. Караваевой)
Айвазовский в Феодосии.
Набережная Феодосии, крошечного городка Крымского полуострова, была полна гуляющих. Лето 1897 года выдалось жарким, впрочем, в этом благословенном краю климат редко разочаровывал любителей морских купаний и солнечных ванн. Суетясь и хлопоча, как группы чаек, это многоязыкое, по-курортному яркое, весёлое и беспокойное течение медленно плыло по набережной вдоль моря, перетекало через переезд у вокзала и вливалось в городские улочки.
По набережной медленным, неторопливым шагом двигался старик лет восьмидесяти, с тростью в смуглой руке, в белом костюме и соломенной шляпе. Время от времени его узнавали и вежливо приветствовали. Среди прочих участников южного дефиле старик выделялся тем, что не спешил деловито занять лежанки у воды. Горбоносое лицо его с восточными чертами дышало суровой гордостью. Старик, прищурившись, глядел на полосу прибоя. Море начиналось сразу за мощёной набережной, и старик с жадностью смотрел на него, будто никогда не видел.
Айвазовский, знаменитейший маринист, вырвался из светской петербургской круговерти и возвратился сюда, в город своего детства. Здесь и песок, и камни работать. Ни с чем несравнимое наслаждение творчества!
Давно позади разочарование столичной публики, узнавшей, что мастер, которым восхищается вся Европа, в самом расцвете сил и славы бросил столицу и уехал "на край света". Откуда им знать, что для него жить - значит работать. Да и побольше хотелось сделать для Феодосии.
Один лишь положительный момент в утомительной славе - достаток. На свои средства Иван Константинович выстроил несколько зданий, благоустроил родную Феодосию, обзавёлся домом-мастерской, она же картинная галерея постройке порта и вот этой железной дороги, идущей вдоль набережной. Это он настоял, чтобы рядом с морем вырос низенький уютный вокзал, чтобы море широко, до самого горизонта заливало окна поезда с левой стороны, обещая прохладу и удовольствие приехавшему северянину. Чтобы в двух шагах от вагонного окна с правой стороны проплывали заросли южной зелени, крыши огнедышащих закусочных, уходили назад невысокие южные домики. Чтобы молено было немедленно выскочить из тамбура, подбежать к морю и окунуться в зеленоватую морскую волну, насладиться её прохладным шелестом. А затем броситься на гальку и со счастливым, блаженным вздохом втянуть в лёгкие весь благословенный южный воздух, пропитанный запахами кофе, жареного мяса, рыбы, моря и нагретого камня.
Айвазовский удовлетворённо улыбнулся. Он отблагодарил свою Феодосию, где появился на свет Ованесом Гайвазовским (уже взрослым он узнал, что фамилия их предков была Айвазян), а стал первейшим маринистом Иваном Константиновичем Айвазовским.
Художник отвернулся от слепящей полосы прибоя и медленным шагом направился к стоящему неподалёку дому, по пути отмечая, до чего же этот пёстрый, разноязычный городок колоритен: красно-коралловые черепичные крыши, островки изумрудной зелени,
серый пористый камень старинных крепостей, кусочки синего моря, переходящего в небо, кобальтовые тени среди охры старых двухэтажных домиков, живописные трещины старых стен, дворы с босоногой ребятнёй, пёстрая толпа, матросы с внешностью пиратов. Тут поневоле станешь художником, когда Феодосия сама на кончик кисти.
( По Л. Караваевой)
Схема анализа текста.
1.Какого типа речи текст перед вами?
2.Какова композиция текста (количество смысловых частей, микротемы этих частей).
3.Каков характер связи предложений текста (цепная или параллельная)?
4.С каких средств осуществляется связь между предложениями в тексте (лексических и грамматических)?
5. К какому стилю речи относится текст (научно-популярный, публицистический, художественный, официально-деловой, разговорный)?
6. Какова тема текста? За счёт каких средств языка передаётся единство темы?
7. Какова идея текста (основная мысль)?
«Но Боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь!
Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарства,
Вздыхать и думать про себя:
«Когда же чёрт возьмёт тебя?».
Он вообще ни в чём не видит смысла и равнодушен, казалось бы, ко всему на свете, кроме чувства собственного достоинства и независимости, которые вдруг поколеблены поездкой к дяде. Это раздражение героя идёт оттого, что привычное притворство ему надоело, и оттого, что Онегин честен перед собой.
Уже первая строфа романа выявляет «странность» характера героя, его сложность. Первая глава, в сущности, раскрывает историю душевного недуга, вызванного одновременно подчинением Онегина обществу и его конфликтом с ним.
С детства образование и воспитание Онегина не было глубоким: француз учил его всему шутя. Это «шутя» сопровождает всю юность Онегина. Пушкин с иронией называет её «мятежной», как бы напоминая читателю о высшей возможности в жизни неосуществлённой Онегиным.
«Мод воспитанник примерный» - этот мотив проходит через всю первую главу. «Боясь ревнивых осуждений», Онегин становится франтом; опасаясь «судей решительных и строгих», привык он «с учёным видом знатока хранить молчанье в важном споре». Эта оглядка на мнение окружающих, эта зависимость от света лишает юность Онегина истинной мятежности». Мода обрекает на поверхностное отношение ко всему. Следуя моде, нельзя быть самим собой; мода преходяща, поверхностна.
Пушкин описал один день Онегина, но в нём смог обобщить всю петербургскую жизнь героя – светского баловня. Онегин не отдаётся душой ни одному из развлечений, ни одному из наслаждений, составляющих круг его жизни. Главное же дарование Онегина проявилось в другой сфере:
«В чём он истинный был гений,
Что знал он твёрже всех наук,
Что было для него из млада
И труд, и мука и отрада,
Что занимало целый день
Его тоскующую лень, -
Была наука страсти нежной…»
Онегин умел очень убедительно казаться мрачным, внимательным или равнодушным, красноречивым, резким или дерзким; умел забавлять, побеждать умом и страстью, умел «подслушать сердца первый звук, преследовать любовь…», «тревожить сердца кокеток записных», злословить соперников и дружить с мужьями своих возлюбленных. Но все эти движения «страсти нежной» рассчитаны.
В начале романа Онегин как бы примеряет разные возможности жизни, не отдавая предпочтения ни одной из них. Своеобразный маскарад Онегина отражён в тех парадоксальных по соседству определениях, которые Пушкин адресует своему герою в первой главе: «молодой повеса» - и «добрый мой приятель», «денди и лондонский» - и «учёный малый», «проказник» - и философ в осемнадцать лет», «повеса пылкий» и «отступник бурных наслаждений».
Эпитет «томный» выдаёт намерение Онегина выставить своё внутреннее состояние на обозрение. Быть может, мы бы не заметили го, если бы в восьмой главе Пушкин не напомнил об этом. Вот Онегин смог, наконец, увидеть Татьяну в её доме:
«Он с трепетом к княгине входит;
Татьяну он одну находит,
И вместе несколько минут
Они сидят. Слова нейдут
Из уст Онегина. Угрюмый,
Неловкий, он едва-едва
Ей отвечает. Голова
Его полна упрямой думой».
Итак, в первой главе Онегин – «угрюмый, томный», в восьмой – «угрюмый, неловкий». Несходство вторых эпитетов при тождестве первых открывает глубину происшедшей с Онегиным перемены. Истинное чувство не в состоянии заботиться о своей картинности.
Описание Онегина в 1 и 8 главах резко несходны. Множество масок сменяется единством истинного лица: бесчувствие – одушевлением, хандра – страстью. В 1 главе Онегин «непостоянный обожатель очаровательных актрис», ветреность его – признак всего лишь игры в любовь. В 8 главе Онегин исполнен преданности, что не делал он, где бы ни был, - «она… и всё она!» В 8 главе на последнее объяснение с Татьяной идёт «на мертвеца похожий», тогда как в первой главе описывается приготовление к балу:
«…Из уборной выходил,
Подобный ветреной Венере,
Когда надев мужской наряд,
Богиня едет в маскарад».
Страсть его подобна страданиям влюблённой Татьяны в 4 главе. И в письме Онегина повторяются эти признаки истинной страсти:
«Пред Вами в муках замирать,
Бледнеть и гаснуть…вот блаженство!
В 8 главе «сердечное страданье уже пришло ему невмочь», и он готов к гибели («заранее писать к прадедам готов о скорой встрече»). Он действительно сумел «забыть себя»: преданность чувству сильнее страха смерти, он, «как дитя влюблён». «Все шлют Онегина к врачам», а он дорожит каждым мгновением жизни, в которой присутствует Татьяна:
«Я знаю: век уж мой измерен;
Но чтоб продлилась жизнь моя,
Я утром должен быть уверен,
Что с Вами днём увижусь я…»
Любовь для Онегина стала единственным условием продолжения жизни.
Это наверно много))
ПРОВЕРЬ если что окей ))) Я думаю, что если человек совершил плохой поступок, то ему не поздно его исправить и совершить хороший поступок.
Мы можем спорить, хороший поступок совершить лучше поздно, или ни когда. Знаете, а я думаю, что лучше совершить хороший поступок, но поздно, чем не совершить хороший поступок никогда.
Люди разные, но хорошие поступки- это часть жизни, часть доброй жизни.