Анализ отрывка « Айвазовский в Феодосии» ( По Л. Караваевой)
Айвазовский в Феодосии.
Набережная Феодосии, крошечного городка Крымского полуострова, была полна гуляющих. Лето 1897 года выдалось жарким, впрочем, в этом благословенном краю климат редко разочаровывал любителей морских купаний и солнечных ванн. Суетясь и хлопоча, как группы чаек, это многоязыкое, по-курортному яркое, весёлое и беспокойное течение медленно плыло по набережной вдоль моря, перетекало через переезд у вокзала и вливалось в городские улочки.
По набережной медленным, неторопливым шагом двигался старик лет восьмидесяти, с тростью в смуглой руке, в белом костюме и соломенной шляпе. Время от времени его узнавали и вежливо приветствовали. Среди прочих участников южного дефиле старик выделялся тем, что не спешил деловито занять лежанки у воды. Горбоносое лицо его с восточными чертами дышало суровой гордостью. Старик, прищурившись, глядел на полосу прибоя. Море начиналось сразу за мощёной набережной, и старик с жадностью смотрел на него, будто никогда не видел.
Айвазовский, знаменитейший маринист, вырвался из светской петербургской круговерти и возвратился сюда, в город своего детства. Здесь и песок, и камни работать. Ни с чем несравнимое наслаждение творчества!
Давно позади разочарование столичной публики, узнавшей, что мастер, которым восхищается вся Европа, в самом расцвете сил и славы бросил столицу и уехал "на край света". Откуда им знать, что для него жить - значит работать. Да и побольше хотелось сделать для Феодосии.
Один лишь положительный момент в утомительной славе - достаток. На свои средства Иван Константинович выстроил несколько зданий, благоустроил родную Феодосию, обзавёлся домом-мастерской, она же картинная галерея постройке порта и вот этой железной дороги, идущей вдоль набережной. Это он настоял, чтобы рядом с морем вырос низенький уютный вокзал, чтобы море широко, до самого горизонта заливало окна поезда с левой стороны, обещая прохладу и удовольствие приехавшему северянину. Чтобы в двух шагах от вагонного окна с правой стороны проплывали заросли южной зелени, крыши огнедышащих закусочных, уходили назад невысокие южные домики. Чтобы молено было немедленно выскочить из тамбура, подбежать к морю и окунуться в зеленоватую морскую волну, насладиться её прохладным шелестом. А затем броситься на гальку и со счастливым, блаженным вздохом втянуть в лёгкие весь благословенный южный воздух, пропитанный запахами кофе, жареного мяса, рыбы, моря и нагретого камня.
Айвазовский удовлетворённо улыбнулся. Он отблагодарил свою Феодосию, где появился на свет Ованесом Гайвазовским (уже взрослым он узнал, что фамилия их предков была Айвазян), а стал первейшим маринистом Иваном Константиновичем Айвазовским.
Художник отвернулся от слепящей полосы прибоя и медленным шагом направился к стоящему неподалёку дому, по пути отмечая, до чего же этот пёстрый, разноязычный городок колоритен: красно-коралловые черепичные крыши, островки изумрудной зелени,
серый пористый камень старинных крепостей, кусочки синего моря, переходящего в небо, кобальтовые тени среди охры старых двухэтажных домиков, живописные трещины старых стен, дворы с босоногой ребятнёй, пёстрая толпа, матросы с внешностью пиратов. Тут поневоле станешь художником, когда Феодосия сама на кончик кисти.
( По Л. Караваевой)
Схема анализа текста.
1.Какого типа речи текст перед вами?
2.Какова композиция текста (количество смысловых частей, микротемы этих частей).
3.Каков характер связи предложений текста (цепная или параллельная)?
4.С каких средств осуществляется связь между предложениями в тексте (лексических и грамматических)?
5. К какому стилю речи относится текст (научно-популярный, публицистический, художественный, официально-деловой, разговорный)?
6. Какова тема текста? За счёт каких средств языка передаётся единство темы?
7. Какова идея текста (основная мысль)?
Удивительно добрый и тёплый рассказ для детей о животных и природе.Пришвин с любовью описывает поведение сорок,которые решили провести охотничью собаку.Сюжет прост и поучителен,
Выскочка-это сорока,которая получила по заслугам и осталась без хвоста,попытавшись отнять награду-косточку у Вьюшки,охотничьей собаки.Урок на всю жизнь,потому выскочка не послушала мудрую сорочью стаю,а жить без хвоста сороке-это не только очень нелегко,но и позороно.Рассказ написан простым языком,автор рисует красочные образы животных и природы.
Некоторыми эпиграфами Пушкин стремился подчеркнуть эпоху, о которой идет повествование. Для наиболее верного художественного воссоздания изображаемой эпохи Пушкин наряду с историческими документами использует те произведения художественной литературы XVIII века, в которых в большей или меньшей степени отразилась жизнь того времени. Специфически-литературная атмосфера XVIII века сообщается Пушкиным повести посредством эпиграфов к отдельным главам, взятых из комедий Княжнина, Фонвизина, Хераскова.
Есть эпиграфы, которые носят явно сатирический характер.
Большинство эпиграфов раскрытию характеров героев повести. В мягких юмористических тонах показаны образы капитана Миронова и его жены Василисы Егоровны. К главе, в которой они впервые предстают перед читателем, дан эпиграф из «Недоросля»: «Старинные люди, мой батюшка».
При эпиграфов очень тонко оттеняется характер Маши Мироновой. К главам, в которых тема Маши развертывается с наибольшей силой, даны эпиграфы, взятые из народных песен, пословиц, любовной лирики поэтов XVIII века.
Очень своеобразны эпиграфы, данные к главам о Пугачеве.
Безусловно, особое внимание стоит уделить эпиграфу, данному ко всей повести: «Береги честь с молоду». Этот эпиграф становится камертоном, на который настраивается все повествование. В нем заключены основная идея и смысл всей повести, та главная мысль, которую хотел донести до читателей Пушкин. Каждый герой повести проходит через испытания, которые и показывают, насколько они дорожат своей честью, через что могут переступить в жизни, а через что нет.
Стоит также отметить, что каждый эпиграф как бы предваряет то действие, о котором будет рассказываться в главе. Все они настраивают читателя на события или героя, описываемые в главе, задают определенную тональность последующему повествованию.
Таким образом, каждый эпиграф к повести «Капитанская дочка» несет на себе смысловую нагрузку, благодаря которой можно не только почувствовать время, о котором идет повествование, но также разобраться в характерах героев и лучше понять замысел Пушкина.