пушкин родился в москве, 26 мая (6 июня по новому стилю) 1799 года. отец его, сергей львович, происходил от старинного боярского рода, в прошлом обладавшего обширными поместьями, пришедшими ко времени рождения пушкина в упадок. в молодости сергей львович служил в гвардии, но недолго, а после женитьбы переселился в москву, где числился в чине майора чиновником комиссариатского ведомства, и жил на средства, присылаемые из имений, хотя и разоренных, но еще приносивших некоторый доход.
бесхозяйственная и беспечная жизнь не по средствам вела семью пушкиных к полному разорению.
родители пушкина были молоды: когда пушкин родился, отцу было 29 лет, а матери - 23. веселая барская жизнь москвы отвлекала их от забот о семье, и дети — старшая дочь ольга и александр — были сданы на руки мамушкам и нянькам, а когда подросли — французам-гувернёрам и гувернанткам; гувернёры постоянно сменялись. из дому пушкин вынес отличное знание французского языка, который он в детстве знал лучше родного. библиотека отца состояла из одних французских сочинений, и пушкин проводил там бессонные ночи, «пожирая книги одна за другою».
о сменявшихся гувернёрах своих пушкин впоследствии не вспоминал, зато на всю жизнь сохранил привязанность к няне арине родионовне, которой суждено было позднее разделить со своим воспитанником одинокую жизнь в михайловском в годы ссылки.
сестра пушкина рассказывала: «арина родионовна была родом из села кобрина, лежащего верстах в шестидесяти от петербурга. кобрино принадлежало деду александра сергеевича по матери, осипу абрамовичу . она была крепостной бабушки пушкина, марии алексеевны , жившей в подмосковном своем сельце захарове, которое пушкин описал в лицейском послании к юдину. была она настоящей представительницей нянь; мастерски говорила сказки, знала народные поверья и сыпала пословицами, поговорками». и сама бабушка мария алексеевна своим влиянием противостояла французскому воспитанию детей. «мария алексеевна была ума светского и по своему времени образованного; говорила и писала прекрасным языком».
детские годы пушкин проводил в москве и в подмосковном имении бабушки.
когда наступили годы учения, сергей львович решил отдать сына в открывавшийся тогда царскосельский лицей. для поступления в это привилегированное учебное заведение требовались связи. сергей львович нашел протекцию в лице своего петербургского знакомого— александра ивановича тургенева, занимавшего крупный пост в министерстве народного просвещения. в июле 1811 года пушкин вместе со своим дядей василием львовичем отправился из москвы в петербург.
в. л. пушкин, известный по тому времени поэт из числа поклонников карамзина, с которым он был коротко знаком, имел особые причины, чтобы отправиться в петербург. это были годы усиленной распри двух направлений — карамзинистов и шишковистов. друзья и последователи карамзина представляли собой передовой отряд дворянской , стремившийся распространить в своих произведениях идеи просвещения, понимаемого ими в самом широком смысле. их антагонисты, предводительствуемые а. с. шишковым и объединившиеся в обществе «беседа любителей слова», проповедовали возвращение к старым формам, языку xviii века с обилием устаревших церковнославянизмов, осуждали чувствительную карамзинистов и обвиняли их в зараженности духом революции.
двенадцатилетний пушкин был сразу введен в курс распри между шишковистами и карамзинистами, так как василий львович водил племянника с собой к своим друзьям и мальчик присутствовал при шумных спорах на темы. дядя, заметив склонность племянника к поэзии, поощрял его писать стихи, направлял мальчика по пути карамзинского «европеизма». пушкин поступил в лицей уже с определенными вкусами и мнениями.
лицей принадлежал к числу учебных заведений с энциклопедической программой воспитания. в лицее в течение шести лет воспитанники обязаны были пройти основательный курс , , юридических и наук.
в лицее много места отводилось и самостоятельным занятиям воспитанников. были заведены рукописные журналы, переписывались сборники лицейских стихов, составилась группа лицейских поэтов, среди которых пушкин скоро занял первое место. со многими из лицейских поэтов пушкин остался дружен и после окончания лицея. лучшими его друзьями были дельвиг и кюхельбекер, — один — вдумчивый и спокойный, другой — вечно восторженный и беспокойный, отличавшийся странностями характера (поэтический талант кюхельбекера товарищи долго не признавали). славился среди лицеистов гладкостью стихов эпиграммист илличевский; первое время главой лицейских поэтов был он. воспоминания о дружной семье "товарищей-лицеистов постоянно встречаются в стихах пушкина. в 1825 году в михайловском пушкин писал:
Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», одно из последних у Пушкина, стало едва ли не самым знаменитым его произведением. (В рукописи оно не имеет названия и дано публикаторами, поэтому слово «Памятник» взято в угловые скобки.) Поэт подводит итог своим свершениям, пробует взглянуть на все написанное им с точки зрения вечности. Такова была поэтическая традиция, восходящая к древнеримскому поэту Горацию (на что указывает латинский эпиграф — «Exegi monumentum» — «Я воздвиг памятник»). Дань этой традиции отдали и русские поэты XVIII века — Ломоносов, Державин; Пушкин писал свое стихотворение с явной оглядкой на их «Памятники» — сходство всегда резче оттеняет различия. Все это вы уже изучали в младших классах. Поэтическая власть выше царской; она непокорна земным владыкам. Единственное слово, которое не вполне вписывается в круг ассоциаций, заданных в первой строфе темой непокорности, — слово нерукотворный. За этим словом тянется совсем другая цепь ассоциаций — религиозная; «нерукотворным » называют икону, на которой изображается лик Христа, чудесным образом запечатленный на полотенце, которое ») приложил к лицу. Религиозный контекст предполагает совсем другой ход мысли, совсем другие ценности: вместо гордости — смирение, вместо непокорности — послушание. Намечается некое внутреннее противоречие, которое задает движение лирическому сюжету — ведь в лирическом сюжете, в отличие от эпического, завязка вполне может происходить на уровне слов и даже звуков. Эффект усиливается оттого, что оба слова — «нерукотворный» и «непокорный» — строятся одинаково (с отрицания «не») и рифмуются друг с другом. Пускай нечетко, неточно. Такие рифмы тоже бывают.
пушкин родился в москве, 26 мая (6 июня по новому стилю) 1799 года. отец его, сергей львович, происходил от старинного боярского рода, в прошлом обладавшего обширными поместьями, пришедшими ко времени рождения пушкина в упадок. в молодости сергей львович служил в гвардии, но недолго, а после женитьбы переселился в москву, где числился в чине майора чиновником комиссариатского ведомства, и жил на средства, присылаемые из имений, хотя и разоренных, но еще приносивших некоторый доход.
бесхозяйственная и беспечная жизнь не по средствам вела семью пушкиных к полному разорению.
родители пушкина были молоды: когда пушкин родился, отцу было 29 лет, а матери - 23. веселая барская жизнь москвы отвлекала их от забот о семье, и дети — старшая дочь ольга и александр — были сданы на руки мамушкам и нянькам, а когда подросли — французам-гувернёрам и гувернанткам; гувернёры постоянно сменялись. из дому пушкин вынес отличное знание французского языка, который он в детстве знал лучше родного. библиотека отца состояла из одних французских сочинений, и пушкин проводил там бессонные ночи, «пожирая книги одна за другою».
о сменявшихся гувернёрах своих пушкин впоследствии не вспоминал, зато на всю жизнь сохранил привязанность к няне арине родионовне, которой суждено было позднее разделить со своим воспитанником одинокую жизнь в михайловском в годы ссылки.
сестра пушкина рассказывала: «арина родионовна была родом из села кобрина, лежащего верстах в шестидесяти от петербурга. кобрино принадлежало деду александра сергеевича по матери, осипу абрамовичу . она была крепостной бабушки пушкина, марии алексеевны , жившей в подмосковном своем сельце захарове, которое пушкин описал в лицейском послании к юдину. была она настоящей представительницей нянь; мастерски говорила сказки, знала народные поверья и сыпала пословицами, поговорками». и сама бабушка мария алексеевна своим влиянием противостояла французскому воспитанию детей. «мария алексеевна была ума светского и по своему времени образованного; говорила и писала прекрасным языком».
детские годы пушкин проводил в москве и в подмосковном имении бабушки.
когда наступили годы учения, сергей львович решил отдать сына в открывавшийся тогда царскосельский лицей. для поступления в это привилегированное учебное заведение требовались связи. сергей львович нашел протекцию в лице своего петербургского знакомого— александра ивановича тургенева, занимавшего крупный пост в министерстве народного просвещения. в июле 1811 года пушкин вместе со своим дядей василием львовичем отправился из москвы в петербург.
в. л. пушкин, известный по тому времени поэт из числа поклонников карамзина, с которым он был коротко знаком, имел особые причины, чтобы отправиться в петербург. это были годы усиленной распри двух направлений — карамзинистов и шишковистов. друзья и последователи карамзина представляли собой передовой отряд дворянской , стремившийся распространить в своих произведениях идеи просвещения, понимаемого ими в самом широком смысле. их антагонисты, предводительствуемые а. с. шишковым и объединившиеся в обществе «беседа любителей слова», проповедовали возвращение к старым формам, языку xviii века с обилием устаревших церковнославянизмов, осуждали чувствительную карамзинистов и обвиняли их в зараженности духом революции.
двенадцатилетний пушкин был сразу введен в курс распри между шишковистами и карамзинистами, так как василий львович водил племянника с собой к своим друзьям и мальчик присутствовал при шумных спорах на темы. дядя, заметив склонность племянника к поэзии, поощрял его писать стихи, направлял мальчика по пути карамзинского «европеизма». пушкин поступил в лицей уже с определенными вкусами и мнениями.
лицей принадлежал к числу учебных заведений с энциклопедической программой воспитания. в лицее в течение шести лет воспитанники обязаны были пройти основательный курс , , юридических и наук.
в лицее много места отводилось и самостоятельным занятиям воспитанников. были заведены рукописные журналы, переписывались сборники лицейских стихов, составилась группа лицейских поэтов, среди которых пушкин скоро занял первое место. со многими из лицейских поэтов пушкин остался дружен и после окончания лицея. лучшими его друзьями были дельвиг и кюхельбекер, — один — вдумчивый и спокойный, другой — вечно восторженный и беспокойный, отличавшийся странностями характера (поэтический талант кюхельбекера товарищи долго не признавали). славился среди лицеистов гладкостью стихов эпиграммист илличевский; первое время главой лицейских поэтов был он. воспоминания о дружной семье "товарищей-лицеистов постоянно встречаются в стихах пушкина. в 1825 году в михайловском пушкин писал:
всё те же мы, нам целый мир чужбина,
отечество нам царское село.
Надеюсь хоть что то будет понятно.
Объяснение:
Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», одно из последних у Пушкина, стало едва ли не самым знаменитым его произведением. (В рукописи оно не имеет названия и дано публикаторами, поэтому слово «Памятник» взято в угловые скобки.) Поэт подводит итог своим свершениям, пробует взглянуть на все написанное им с точки зрения вечности. Такова была поэтическая традиция, восходящая к древнеримскому поэту Горацию (на что указывает латинский эпиграф — «Exegi monumentum» — «Я воздвиг памятник»). Дань этой традиции отдали и русские поэты XVIII века — Ломоносов, Державин; Пушкин писал свое стихотворение с явной оглядкой на их «Памятники» — сходство всегда резче оттеняет различия. Все это вы уже изучали в младших классах. Поэтическая власть выше царской; она непокорна земным владыкам. Единственное слово, которое не вполне вписывается в круг ассоциаций, заданных в первой строфе темой непокорности, — слово нерукотворный. За этим словом тянется совсем другая цепь ассоциаций — религиозная; «нерукотворным » называют икону, на которой изображается лик Христа, чудесным образом запечатленный на полотенце, которое ») приложил к лицу. Религиозный контекст предполагает совсем другой ход мысли, совсем другие ценности: вместо гордости — смирение, вместо непокорности — послушание. Намечается некое внутреннее противоречие, которое задает движение лирическому сюжету — ведь в лирическом сюжете, в отличие от эпического, завязка вполне может происходить на уровне слов и даже звуков. Эффект усиливается оттого, что оба слова — «нерукотворный» и «непокорный» — строятся одинаково (с отрицания «не») и рифмуются друг с другом. Пускай нечетко, неточно. Такие рифмы тоже бывают.