АНАЛИЗ СТИХА ПО ПЛАНУ(необязательно все пункты, можно хотябы половину) СТИХ:
Солнце Истины
Жду Тебя напрасно я
И в метель, и в дождь.
Солнце моё Ясное,
Скоро ль Ты взойдёшь?
Душу исцелило бы,
Заглушило б крик.
Солнце моё милое,
Покажись на миг.
Всматриваюсь пристально,
Но просвета нет.
Радость моя чистая,
Невечерний Свет.
Нет, не понапрасну я
Так молил судьбу, —
Встало Солнце Ясное,
Осветило путь.
Так восстань, душе моя,
Умолчи от слёз.
С нами Солнце Истины —
ИИСУС ХРИСТОС.
ПЛАН:
1. Определить тему, проблематику, идею поэтического текста.
2. Определить "принадлежность" чувств и мыслей, выраженных в лирическом произведении по отношению к чему: к истории? конкретному человеку? социуму и т.д.
3. Лирический герой – каков он? (Умиротворённый? Воинственный? Меланхоличный? Нейтральный? Эмоциональный? И др.)
4. Какова его позиция по отношению к проблеме?
А) активная или пассивная
Б) Созидательная или разрушительная
В) Ироническая или серьёзная
Г) В каких цитатах проявляется его позиция?
5. Определить предмет описания и его связь с поэтической идеей
А) Прямая или косвенная.
Б) стандартная или оригинальная
6. Является ли стихотворение исповедальным или несёт в себе характер проповеди? Почему? Докажите.
7. Определить композицию лирического произведения (см. виды композиции)
8. Определить своеобразие использования изобразительных средств автором
А) активное или скупое
Б) Характерное для этого литературного направления или характерное для индивидуальной поэтики автора?
9. Найти и определить следующие тропы и фигуры, если есть, и их функцию в стихотворении:
А) метафору – нелогичное снавнение
Метонимию – «три тарелки супа съел» (но съел суп, а не тарелки)
Аллегорию -
Б) гиперболу – преувеличение как в байках
Литоту - как гипербола, но преуменьшение градацию
В) рефрен – слова через точку
Анафору – вроде когда повторяется первая часть предложения в нескольких предложениях
эпифору – повторяется конечная часть предложений в нескок предложениях.
Г) парцелляцию – разброс предложения на части
Инверсию
Анжамбеман – строки разной длины но не точно
Эллипсис – заменение слова тире
Д) аллитерацию
Ассонанс
какофонию
Е) антитезу – противопоставление
Хиазм
Параллелизм
Градация – нарастание или снижение
Гипертроп – несколько тропов или приемов в предложении
10. Определить лексический рисунок
Смотрим на общий массив лексики и после этого определяем, какова она
А)- нейтральная в общем или окрашенная экспрессивными словами (высокими или низкими)
Б) - общеупотребительная или НЕ общеупотребительная
В) Если в тексте есть НЕ общеупотребительная лексика, определяем её «статус» (просторечие, вульгаризмы, сленг, жаргон, академизмы, американизмы, профессионализмы и др.).
Г) Высокая поэтическая лексика (старославянизмы, церковнославянизмы, архаизмы, историзмы).
С какой целью автор использует данную лексику? В чём их функция?
11. Определить ритмику
А) однородная – неоднородная
Б) Если есть сбой, то чем он связан?
12. Определить смысловую интонацию (отношение говорящего к предмету речи и собеседнику). На каких речевых фрагментах автор делает смысловой акцент? Почему?
13. Есть ли в стихотворении конфликт? Между кем и кем? Доказать.
а) Человек против человека (частный конфликт)
Б) человек против общества (романтический конфликт)
В) Внутриличностный конфликт (внутри человека борются 2 противоположности, Добро и зло, Бог против дьяв.), праведные поступки или грех
Г) Между разными представителями общества (социально-бытовой)
Д) Любовный конфликт
Е) Идейный (между представителями разных философских течений или политических течений или сторон в войне)
12) Определить элементы сюжета: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог.
14) Определить жанр и форму стихотворения.
15) Наличие отсылок (аллюзий и реминисценций) на исторические события, на (не) художественные произведения других авторов, скрытых в тексте или, наоборот, открыто цитируемых.
16) Ваши претензии – как читателя – к произведению как к итоговому результату поэта. Ваша конструктивная критика.
17) Ваше личное отношение к заявленной проблеме в произведении
Возраст: 12 с хвостиком (Митраша был моложе своей сестры на два года. Ему было всего десять лет с хвостиком).Внешность: волосы ни тёмные, ни светлые, отливали золотом; веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые; носик был чистенький и глядел вверх.Авторское отношение подчёркивается такими художественными приёмами, как…Сравнение – как золотая курочка.Метафора – катилась обратно в избу, волосы отливали золотом, золотые веснушки, носик глядел вверх.Трудолюбивая: как мать, вставала далеко до солнца…Деловитая (умелая в работе): выгоняла своё любимое хозяйство и катилась обратно в избу; хлопотала по хозяйству до ночи.Хозяйственная: выгоняла своё любимое хозяйство, растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед…Уступчивая и благоразумная: мало слушается, стоит и улыбается; оглаживает брата по затылкуЛюбит родителей: как и покойная мать…-В начале повести рассказчик называет Настю «золотой курочкой». Объясните, какой смысл скрывается в этих словах.-Почему М.М. Пришвин постоянно подчёркивает, что Настя всё делает так, как делала её покойная мать? Чему научилась Настя от мамы в области быта, домашнего хозяйства? Как Настя готовилась к походу за клюквой? Чей опыт вновь пришёл ей на ?3. Анализ текстового фрагмента.- Давайте проследим, какой предстает природа в сказке-были Пришвина " Кладовая солнца".- С какого описания начинается рассказ о приключениях Насти и Митраши? Найдите это описание. (стр. 59)(Приключения Насти и Митраши в походе за клюквой начинаются с описания Блудова болота.Блудово болото представляется тревожным, опасным, страшным местом. Сама природа здесь пугает не только человека, но и зверя. Обратим внимание, как показаны тревога и страх лисы: уменьшительные суффиксы в ее описании делают ее маленькой и беззащитной.Здесь же противопоставлены собака и волк – друг и враг человека: “одичавшая собака….выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему”. Сюда – то, в это нехорошее место, и пришли Настя и Митраша, охотники за клюквой).- Какую роль в развитии событий играет природа?(Природа предвещает недоброе. Ещё один сигнал о приближающемся разладе между братом и сестрой – облако, которое “как холодная синяя стрелка… пересекло собой пополам восходящее солнце”).- Как ведут себя дети в лесу? (Могучая природа очаровала, околдовала детей. Они вошли в лес и будто сами превратились в деревья или камни)- Ну, а сейчас посмотрим, что же произошло дальше? ( Дети поссорились)Инсценировка спора между детьми.- А что происходит в природе после ссоры детей? Найдите в тексте. ( стр. 62 «Тогда серая хмарь плотно надвинулась… завыли, застонали... ворон-самец долбанул косача. )- Как, по-вашему, автор относится к происходящему? ( Автор к происходящему относится с горечью. Он описывает природу так, как будто серая хмарь, злой ветер и стон деревьев хотят предупредить детей об опасности и горюют вместе с ними.)- Но это не остановило наших героев, и каждый из них пошёл своей тропой.- Почему Настя без рассуждений выбирает широкую тропу? (Приведите аргументы в пользу Насти и в пользу Митраши ( парная работа). Обмен мнениями.Учащиеся высказывают свою точку зрения по данному вопросу, приводят доказательства из текста сказки-были, из своих личных наблюдений.Митраша – мужчина, исследователь, ищет палестинку; он отважный, смекалистый; догадывается, как сократить дорогу, хочет всё решить сам. Настя боится, не может решиться сойти с широкой, плотной тропы, но брата убедить не смогла и рассердилась. Дети поссорились.
все що змогла знайти
Объяснение:
1б
2-
3в
4 Уславлення необмежених можливостей
людського розуму, сили духу, волі,
творчої уяви,неординарного мислення людини,
яка здатна здолати всі перешкоди на своєму
шляху. Ніколи не можна втрачати
самовладання, слід боротися за своє
життя та здоров’я. Конфлікт. Протистояння
головного героя Кліві та позаземної фауни;
внутрішня боротьба героя зі своїми страхами.
5-
6У расказі Р. Шеклі "Запах думки" герой потрапляє на планету, де мешканці отримують інформацію про світ і взаємодіють один з одним за до телепатіі. Сліпі і безвухі хижаки виявляються небезпечними: вони чують думки немов запахи. Тому, на мій погляд, расказ так називається. Врешті-решт, герой зумів зорієнтуватися і врятуватися, представляючи себе чимось "неїстівним" або небезпечсним
и
7вори наук. фантастики розкривають вплив науки і техніки, суспільного прогресу на майбутню долю людства, проникнення людини в таємниці природи тощо. Специфіку Н.-ф. л. найчастіше вбачають в органічному поєднанні принципів наук. і худож. мислення. Чернишевського ("Що робити?"), дореволюційними творами К. Е. Ціолковського, B. О. Обручева. Важливий внесок у розвиток рад. наук. фантастики зробили О. М. Толстой ("Аеліта", "Гіперболоїд інженера Гаріна"), О. Бєляєв ("Людина-амфібія" та ін.). В 60—70-х рр. новий напрям Н.-ф. л. дали романи І. Єфремова ("Туманність Андромеди", "Лезо бритви"), братів О. і Б. Стругацьких ("Тяжко бути богом"). На Україні Н.-ф. л. розвивали Ю. Смолич ("Прекрасні катастрофи"), В. Владко ("Аргонавти всесвіту", "12 оповідань"), ряд творів цього жанру написали М. Романівська, М. Дашкієв, В. Бережний та ін.
8-
9Сюжети таких творів зазвичай побудовано на певному науковому припущенні. Змальовуючи фантастичні картини майбутнього, письменники-фантасти, як правило, розкривають реальні проблеми сучасного суспільства. Найкращі твори наукової фантастики порушують вагомі морально-філософські питання.
Лерой Кливі зміг врятуватися лише завдяки силі свого розуму, так як людина, дійсно, істота розумна і може знайти вихід в екстремальній ситуації завдяки зусиллям волі і розуму. Кливі останнім зусиллям волі змушує хижаків відступити, представивши себе вогнем, який спалює все на своєму шляху. Ось він, порятунок!
Але яке ж було його розчарування, коли дощ погасив весь вогонь. Виявляється, це наспів корабель порятунку, і, побачивши, що бушує пожежа, команда включила систему пожежогасіння. Рятувальників здивувало те, що на тілі Лероя Кливі, який стояв у самому центрі пожежі, не було жодного опіку.
Сила розуму, сила волі, неординарне мислення, – ось що виділяє людину серед тваринного світу. Ці якості допомагають йому сконцентруватися і вижити в несприятливих умовах, а також вистояти в боротьбі зі стихіями.
10-