Анализ стихотворения андрея вознесенского " 41-го года"
рояль вползал в каменоломню.
его тащили на дрова
к замерзшим чанам и половням.
он ждал удара топора!
он был без ножек, черный ящик,
лежал на брюхе и гудел.
он тяжело дышал, как ящер,
в пещерном логове людей.
а пальцы вспухшие алели.
на левой — два, на правой — пять…
он опускался на колени,
чтобы до клавишей достать.
семь пальцев бывшего завклуба!
и, обмороженно-суха,
с них, как с разваренного клубня,
дымясь, сползала шелуха.
металась пламенем сполошным
их красота, их божество…
и было величайшей ложью
все, что игралось до него!
все отраженья люстр, колонны…
во мне ревет рояля сталь.
и я лежу в каменоломне.
и я огромен, как рояль.
я отражаю штолен сажу.
фигуры. голод. блеск костра.
и как коронного пассажа,
я жду удара топора!
легран вильям — человек, нашедший клад своей изобретательности и вере в обоснованность преданий, которые другим казались только легендой. л. происходит из старинной гугенотской семьи; неудачи лишили его богатств и довели до нищеты. как отзывается о л. его друг-рассказчик, «он отлично образован и наделен недюжинными способностями, но вместе с тем заражен мизантропией и страдает от болезненного состояния ума, впадая попеременно то в восторженность, то в угрюмость». на почти безлюдном сэлливановом острове, где л. ищет уединения, он обнаруживает странного жука и пергамент, при которых узнает местонахождение клада капитана кидда, героя народных , воспевающих этого отважного пирата, жившего за два столетия до описываемых событий. клад л. вернуть некогда утраченное богатство. рассказчику, старому слуге-негру юпитеру, и читателям действия л. становятся понятными только в финале, а до тех пор он кажется больным или сумасшедшим, тогда как на поверку л. напоминает дюпена, обладая столь же твердой рассудительностью. по считал, что всему непонятному и таинственному есть логическое объяснение: л. «не давал своим мыслям сбиться с пути, логика же допускала только одно решение»
Всего лишь несколько слов, но ими сказано многое — запечатлено и место действия, и его образ в звуках и запахах. Созданную поэтом картину движущегося обоза можно видеть, слышать, обонять.
Творчество Есенина — очень противоречиво и неоднородно, порою беспросветно грустное и безысходное, порою жизнерадостное, бодрое и смеющееся. Но именно в лирике выражено все, что составляет душу есенинского творчества: до краев наполненные неувядаемой свежестью картины русской природы — “половодье” самых сокровенных, самых интимных человеческих чувств.