"Снегурочка" - самая поэтичная опера Римского-Корсакова, любимейшее его сочинение, была создана по одноименной пьесе А.Н. Островского на собственное либретто. Композитор был влюблён в поэтическую красоту "весенней сказки", и опера в целом была написана на одном дыхании за летние месяцы 1880 года, а окончательно завершена в 1881-м.
"Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна, не было лучше царства, чем царство берендеев с их чудным царём, не было лучше миросозерцания и религии, чем поклонение Яриле-Солнцу", - вспоминал композитор о своей увлеченности сюжетом.
Опера стала светлым гимном идеальной стране берендеев с её высшими законами добра и красоты, гармоничному единению человека и природы, волшебной и животворящей силе народного искусства, могуществу справедливости, разума и любви, которые управляют судьбами мира.
В опере постоянно переплетаются реальность и фантастика: "земные" образы Леля, Купавы, Мизгиря, царя берендеев, Бобыля, Бобылихи и сказочные - Деда-Мороза, Весны, Лешего, наделённые и человеческими чертами. Образ Снегурочки как бы связывает эти два мира, соединяя в себе волшебные и реальные черты; холодное дитя природы, она всей душой тянется к людям, к солнцу, и композитор с удивительной правдивостью показывает, как постепенно любовь и тепло торжествуют в её сердце. Возникновение человеческих чувств в душе Снегурочки происходит одновременно с пробуждением весенней природы, звуки и голоса которой Римский-Корсаков замечательно передал в опере.
Повесть Пушкина " Капитанская дочка " - одно из лучших произведений писателя на историческую тему. На Емельяна Пугачева мы смотрим глазами мемуариста Петра Гринева, которому Пушкин доверяет свой рассказ. Петруша Гринев несколько раз встречался с народным вождем. Впервые это произошло во время страшной метели по дороге в Оренбург. Вожатый ( а им был Емельян) дает юноше добрый совет переждать буран и выводит его и Савельича ( слугу) к постоялому двору. Рассказчик замечает сметливость своего невольного попутчика, обращает внимание на его крепкое здоровье ( Пугачев был " в одном худеньком армячишке ") В дальнейшем читатель убедится в том, что Пугачев умеет быть благодарным и держит свое слово ( Петруша за услугу дарит ему заячий тулупчик, а когда встретится с ним в Белогорской крепости и его крепостной Савельич напомнит о сем эпизоде - пощадит его). Кроме того, Гринев слышит разговор хозяина постоялого двора с вожатым и почти не понимает Пугачева, который буквально сыпет пословицами и поговорками. Так подчеркивается его природный ум и близость к народу. Вторая встреча Пугачева и Гринева - после захвата Белогорской крепости. Пугачев называет себя государем. Чтобы произвести впечатление, въезжает на площадь на белом коне в красном кафтане. Во время чтения Указа при вступлении в должность он схитрит по - крестьянски: поручит прочитать его грамотному человеку. Дальнейшие действия вожатого жестоки : он вешает, отрезает языки - словом, ведет себя как злодей ( кто присягает - хорош, остальным- место на виселице ). Мы видим Емельяна глазами простых людей. Казак, посланный за Гриневым ,назвал своего вождя "знатной" персоной как хорошо поесть ( " съел двух поросят"), так и заботящейся о своей гигигене ( "парится ... жарко"). Гринев отмечает демократизм Пугачева ( на военном совете все общались как друзья - товарищи ). Помня о добром поступке Петра, Емельян не просто отпускает его , но и разрешает уехать Марии Мироновой, чьих родителей он казнил, жалует шубу, лошадь и полтину денег. Емельян - неплохой военный стратег и тактик. Ему верят люди. После поражения под " крепостью Татищевой" нашему герою удается собрать войско. Последняя встреча персонажей повести состоялась накануне смерти Пугачева. Он кивнул Гриневу , и тут же голову его окровавленную показали народу. В небольшом произведениии "Капитанская дочка " мастер слова А.С. Пушкин нарисовал сложный , противоречивый исторический и литературный портрет народного защитника Емельяна Пугачева. Писатель рассказал о нем объективно, объясняя все его действия временем, в какое он жил, характером и объяснил любовь к этому реальному герою простых людей.
"Снегурочка" - самая поэтичная опера Римского-Корсакова, любимейшее его сочинение, была создана по одноименной пьесе А.Н. Островского на собственное либретто. Композитор был влюблён в поэтическую красоту "весенней сказки", и опера в целом была написана на одном дыхании за летние месяцы 1880 года, а окончательно завершена в 1881-м.
"Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна, не было лучше царства, чем царство берендеев с их чудным царём, не было лучше миросозерцания и религии, чем поклонение Яриле-Солнцу", - вспоминал композитор о своей увлеченности сюжетом.
Опера стала светлым гимном идеальной стране берендеев с её высшими законами добра и красоты, гармоничному единению человека и природы, волшебной и животворящей силе народного искусства, могуществу справедливости, разума и любви, которые управляют судьбами мира.
В опере постоянно переплетаются реальность и фантастика: "земные" образы Леля, Купавы, Мизгиря, царя берендеев, Бобыля, Бобылихи и сказочные - Деда-Мороза, Весны, Лешего, наделённые и человеческими чертами. Образ Снегурочки как бы связывает эти два мира, соединяя в себе волшебные и реальные черты; холодное дитя природы, она всей душой тянется к людям, к солнцу, и композитор с удивительной правдивостью показывает, как постепенно любовь и тепло торжествуют в её сердце. Возникновение человеческих чувств в душе Снегурочки происходит одновременно с пробуждением весенней природы, звуки и голоса которой Римский-Корсаков замечательно передал в опере.
Петруша Гринев несколько раз встречался с народным вождем. Впервые это произошло во время страшной метели по дороге в Оренбург. Вожатый ( а им был Емельян) дает юноше добрый совет переждать буран и выводит его и Савельича ( слугу) к постоялому двору. Рассказчик замечает сметливость своего невольного попутчика, обращает внимание на его крепкое здоровье ( Пугачев был " в одном худеньком армячишке ") В дальнейшем читатель убедится в том, что Пугачев умеет быть благодарным и держит свое слово ( Петруша за услугу дарит ему заячий тулупчик, а когда встретится с ним в Белогорской крепости и его крепостной Савельич напомнит о сем эпизоде - пощадит его). Кроме того, Гринев слышит разговор хозяина постоялого двора с вожатым и почти не понимает Пугачева, который буквально сыпет пословицами и поговорками. Так подчеркивается его природный ум и близость к народу.
Вторая встреча Пугачева и Гринева - после захвата Белогорской крепости. Пугачев называет себя государем. Чтобы произвести впечатление, въезжает на площадь на белом коне в красном кафтане. Во время чтения Указа при вступлении в должность он схитрит по - крестьянски: поручит прочитать его грамотному человеку. Дальнейшие действия вожатого жестоки : он вешает, отрезает языки - словом, ведет себя как злодей ( кто присягает - хорош, остальным- место на виселице ). Мы видим Емельяна глазами простых людей. Казак, посланный за Гриневым ,назвал своего вождя "знатной" персоной как хорошо поесть ( " съел двух поросят"), так и заботящейся о своей гигигене ( "парится ... жарко"). Гринев отмечает демократизм Пугачева ( на военном совете все общались как друзья - товарищи ). Помня о добром поступке Петра, Емельян не просто отпускает его , но и разрешает уехать Марии Мироновой, чьих родителей он казнил, жалует шубу, лошадь и полтину денег.
Емельян - неплохой военный стратег и тактик. Ему верят люди. После поражения под " крепостью Татищевой" нашему герою удается собрать войско.
Последняя встреча персонажей повести состоялась накануне смерти Пугачева. Он кивнул Гриневу , и тут же голову его окровавленную показали народу.
В небольшом произведениии "Капитанская дочка " мастер слова А.С. Пушкин нарисовал сложный , противоречивый исторический и литературный портрет народного защитника Емельяна Пугачева. Писатель рассказал о нем объективно, объясняя все его действия временем, в какое он жил, характером и объяснил любовь к этому реальному герою простых людей.