Анализ стихотворения м. цветаевой «есть счастливицы и счастливцы» 1. создания,кому посвящено 2.тема 3.идея 4.проблематика 5. лирический герой произведение 6.личное впечатление
Марина Цветаева x x x Есть счастливцы и счастливицы, Есть счастливцы и счастливицы, Петь не могущие. Им — Слезы лить! Как сладко вылиться Горю — ливнем проливным!
Чтоб под камнем что-то дрогнуло. Мне ж — призвание как плеть — Меж стенания надгробного Долг повелевает — петь.
Пел же над другом своим Давид, Хоть пополам расколот! Если б Орфей не сошел в Аид Сам, а послал бы голос
Свой, только голос послал во тьму, Сам у порога лишним Встав, — Эвридика бы по нему Как по канату вышла…
Как по канату и как на свет, Слепо и без возврата. Ибо раз голос тебе, поэт, Дан, остальное — взято.
Январь 1935
1.История создания, кому посвящено. Стихотворение посвящено памяти друга - молодого поэта-эмигранта Николая Павловича Гронского. 21 ноября 1934 года его жизнь в 25 лет оборвал несчастный случай на станции парижского метрополитена. 2.Тема. Смерть близких. 3.Идея. Долг поэта – петь и в горе, следуя дару. 4.Проблематика. Марина Ивановна говорит о счастье тех, кто может просто плакать по умершим, изливая горе в слезах. Для поэта же это невозможно. Его признание требует выражения своей скорби в стихах, надгробных песнях. В стихотворении приводятся ссылки на подобные явления. Библейский сюжет: Давид, выражающий свою скорбь по погибшему другу Ионофану прекрасной погребальной песней. И древнегреческий миф о певце Орфее, спустившемся в Аид за своей умершей от укуса змеи женой Эвридикой. Песни ему разжалобить всех в царстве мертвых, и он почти достиг своей цели. Но личные чувства – тревога беспокойство за любимую, нетерпение и желание увидеть ее - помешали. Здесь Цветаева поднимает вопрос, что судьба поэта – отречься от жизненных благ: дар дается взамен личного счастья. 5. Лирический герой произведения. Лирический герой этого стихотворения - страдающий поэт, анализирующий историю, чтобы понять совместимость призвания и счастья. Он отделяет себя от остальных "счастливцев и счастливиц, петь не могущих". Его удел – потери, неуют, одиночество. 6.Личное впечатление. Стихотворение наталкивает на размышления, что творческие люди – "не от мира сего". Может быть, и скорее всего, это так. Но мне не очень понравилось явно выраженное противопоставление избранных и обычных людей. Общечеловеческие чувства и ценности не должны различаться. А выбрать призвание, пестуя свой дар и живя во имя его, или отречься от него во имя счастья – личный выбор. В данном стихотворении чувствуется кокетство и снобизм.
x x x
Есть счастливцы и счастливицы,
Есть счастливцы и счастливицы,
Петь не могущие. Им —
Слезы лить! Как сладко вылиться
Горю — ливнем проливным!
Чтоб под камнем что-то дрогнуло.
Мне ж — призвание как плеть —
Меж стенания надгробного
Долг повелевает — петь.
Пел же над другом своим Давид,
Хоть пополам расколот!
Если б Орфей не сошел в Аид
Сам, а послал бы голос
Свой, только голос послал во тьму,
Сам у порога лишним
Встав, — Эвридика бы по нему
Как по канату вышла…
Как по канату и как на свет,
Слепо и без возврата.
Ибо раз голос тебе, поэт,
Дан, остальное — взято.
Январь 1935
1.История создания, кому посвящено. Стихотворение посвящено памяти друга - молодого поэта-эмигранта Николая Павловича Гронского. 21 ноября 1934 года его жизнь в 25 лет оборвал несчастный случай на станции парижского метрополитена.
2.Тема. Смерть близких.
3.Идея. Долг поэта – петь и в горе, следуя дару.
4.Проблематика. Марина Ивановна говорит о счастье тех, кто может просто плакать по умершим, изливая горе в слезах. Для поэта же это невозможно. Его признание требует выражения своей скорби в стихах, надгробных песнях.
В стихотворении приводятся ссылки на подобные явления. Библейский сюжет: Давид, выражающий свою скорбь по погибшему другу Ионофану прекрасной погребальной песней. И древнегреческий миф о певце Орфее, спустившемся в Аид за своей умершей от укуса змеи женой Эвридикой. Песни ему разжалобить всех в царстве мертвых, и он почти достиг своей цели. Но личные чувства – тревога беспокойство за любимую, нетерпение и желание увидеть ее - помешали.
Здесь Цветаева поднимает вопрос, что судьба поэта – отречься от жизненных благ: дар дается взамен личного счастья.
5. Лирический герой произведения. Лирический герой этого стихотворения - страдающий поэт, анализирующий историю, чтобы понять совместимость призвания и счастья. Он отделяет себя от остальных "счастливцев и счастливиц, петь не могущих". Его удел – потери, неуют, одиночество.
6.Личное впечатление. Стихотворение наталкивает на размышления, что творческие люди – "не от мира сего". Может быть, и скорее всего, это так. Но мне не очень понравилось явно выраженное противопоставление избранных и обычных людей. Общечеловеческие чувства и ценности не должны различаться. А выбрать призвание, пестуя свой дар и живя во имя его, или отречься от него во имя счастья – личный выбор. В данном стихотворении чувствуется кокетство и снобизм.