Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова (по выбору) по предложенному плану. План анализа стихотворения: 1. Название стихотворения и его автор. 2. Ведущая тема (о чём стихотворение?). 3. Основная мысль (что хотел сказать поэт в стихотворении?). 4. Какую картину рисует в своём стихотворении поэт? Опишите. (Обратите внимание на детали картины, их цветовую гамму.) 5. Настроение, чувства, передаваемые автором. Как меняются чувства от начала к финалу стихотворения? 6. Главные образы стихотворения. 7. Лексические средства выразительности речи: сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения, звукопись. 8. Синтаксические средства выразительности речи: антитеза, обращение, вводные слова и предложения, восклицание, однородные члены предложения, повторы, параллелизм. 9. Собственное отношение к прочитанному. Какие чувства вызывает стихотворение?
В стихотворении Бориса Пастернака «Рождественская звезда» лирический герой, выступая в роли рассказчика, изображает невероятно торжественный, знаменательный эпизод из священной книги «Евангелие» – Рождение Христа. Он старается максимально ярко передать происходящее: блаженный трепет, благоговение всего живого перед чудом, перед чем-то искренне, бесконечно добрым, готовым простить людям все их грехи, приняв страдание на себя.
Всё стихотворение можно разделить на несколько смысловых частей: первые его строфы повествуют о месте, где родился младенец; далее перед нами восходит образ звезды, словно Божьим гласом предвещающей всему о случившемся; появляются спешащие к вертепу пастухи, вместе с ними идут бестелесные ангелы… Все желают лицезреть Божьего сына.
Начиная читать стихотворение, человек тут же проникается пытливым волнением грядущего, которое создаётся поэтом при прежде всего, ритма – разностопного амфибрахия, придающего, с другой стороны, некоторую лаконичность. Предложения, в меру распространённые, изобилуют большим количеством существительных – предметов и существ, описываемых в произведении. Даже если прочитать только их, всё равно сложится ясная картина происходящего: зима, ветер, степь, младенец, вертеп, склон, холм… Это говорит о мастерстве и точности Пастернака при создании ключевых образов читателю очень ярко проецировать сюжет у себя в со-знании.
Сюжет стихотворения, в свою очередь, опирается на несколько главных слов, вокруг которых автор как бы сосредотачивает свои описания. На удивление, эти слова, почти лишённые эпитетов, простые, но скрашенные сравнениями или олицетворением, как при описании звезды: Самые важные, на мой взгляд, три слова – «младенец», «звезда» и «все». О значении первых двух заявлено в тематике стихотворения, а третье обуславливается тем, что отражает всеобъемлемость случившегося – младенец – «весь сияющий», и – «всё пришедшее после… все мысли веков… все мечты… все миры…»
Важен символический смысл последней строфы. Здесь Б. Пастернак обращает вни-мание читателя на обособленную, не земную, природу чуда, говоря о звезде как о «гостье», отождествляя её в то же время с младенцем и тем самым показывая неразрывность обоих миров.
Таким образом, стихотворение Бориса Пастернака «Рождественская звезда» можно назвать уникальным. Оно очень объективно рассказывает нам об эпизоде Священного писания, облекая его в такую форму, в которой можно, безусловно, прочувствовать всю красоту и вечность религии как части нашей богатой культуры.
Этот эпиграф появился не сразу, а через шесть лет после выхода комедии в свет. Он стал ответом Гоголя многочисленным критикам, которые буквально обрушились и на саму пьесу, и на ее автора. Возможно, они узнали в героях комедии себя. Ведь Гоголь вывел на сцену практически все русские характеры. Были вскрыты общественные пороки, порожденные крепостническим строем, — взяточничество, казнокрадство, лень, угодничество, и многие другие. Гоголь показал их так ярко и убедительно, что комедия приобрела силу документа, обличающего существующий строй.