Анализ стихотворения Маяковского "Тучкины штучки" по плану: Автор и название стихотворения. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено). Тема стихотворения. Идея стихотворения. Сюжет стихотворения. Композиция стихотворения. Рифма стихотворения. Тропы. Синтаксические фигуры. Поэтическая фонетика. Впечатление.
Что такое настоящая дружба? Я считаю, что это духовная близость людей, взаимопонимание, готовность понять другого человека ему в трудной ситуации. Если между друзьями нет взаимопонимания, то не может быть и настоящей дружбы. Об этом пишет И.С. Тургенев в романе «Отцы и дети».
Его главный герой – Евгений Базаров. Он человек нового времени, «нигилист». Базаров увлекается изучением естественных наук, так как готовится стать врачом, мечтает о преобразованиях в России, об улучшении жизни крестьянства. Аркадий Кирсанов тянется к Базарову именно потому, что он не похож на других, увлечен новыми идеями, поэтому Кирсанов старается быть походим на своего друга. Но для Базарова Аркадий – молоденький мальчик, романтик. Он живет лишь мечтами, но не может действовать.
В начале повести есть эпизод, когда друзья проезжают по имению Кирсановых: «Места, по которым они проезжали, не могли показаться живописными… Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами». Аркадий понимает, что преобразования, перемены необходимы. Но с чего же их начать? Однако, разомлев на весеннем солнышке, Кирсанов просто рад встрече с отцом. Он уже не думает о переменах. И это говорит о том, что не настолько глубоки были его убеждения.
Аркадий и Евгений были воспитаны в разных условий. Кирсанов вырос в богатом помещичьем доме своего отца, с детства был окружен родительской заботой и лаской. Жизнь в деревне текла сонно и неторопливо. Николай Петрович, его отец, жил как другие помещики, «изредка ездил на охоту и занимался хозяйством». Для него семья – высший идеал. Николай Петрович любит жену, музыку, поэзию. Однако его имение запущено, бездеятельность и леность - национальная черта русского народа. После смерти жены сын остался для него единственным утешением. Отец гордится тем, что Аркадий учится в Петербурге, и очень тепло принимает его и Базарова у себя в имении.
Родители Евгения живут более скромно, в небольшом деревенском домике, покрытом соломенной крышей. Его семья ближе к простому народу: отец – бывший военный, мать – «настоящая русская дворяночка прежнего времени». Они живут по старинке, привыкли к труду. И Евгений в споре с Павлом Петровичем гордо заявляет: «Мой дед землю пахал». Евгений с детства привык работать, и даже на отдыхе в имении Кирсановых «Аркадий сибаритствовал, Базаров работал». Он проводит опыты на лягушках, лечит простых людей. Аркадий стремится другу, но я думаю, что естественные науки – не его страсть. Ему ближе природа, музыка, поэзия. И все же Кирсанов тянется к Базарову как к человеку, недаром он с таким пафосом произносит слово «нигилист». В доме Кирсановых Базаров чужой, старики не разделяют его убеждений, у них есть свои «принципы».
Им странно, что Базаров отрицает искусство, поэзию, религию, любовь. И Аркадию тяжело понять убеждения друга, хотя он и поддерживает его.
Кирсанов младший находит свое счастье в любви к Кате Одинцовой, потому что у этих героев много общего. Аркадий восхищается Катиной игрой на фортепиано, он читает вместе с ней стихи, любуется природой. Для Аркадия важно семейное счастье: жить в родном доме вместе с отцом, иметь добрую и любящую жену, воспитывать детей. Он не создан для борьбы, для него ближе жизнь провинциального помещика.
Базаров, несмотря на свой нигилизм, тоже влюбляется в сестру Кати – Анну Одинцову. У них тоже много общего, однако Анна отвергает его чувства. Базаров был ей интересен лишь как друг, она привыкла к роскоши и достатку, а он сын бедных дворян, поэтому вряд ли может обеспечить ей достойную жизнь.
И мы видим, как постепенно Базаров и Аркадий все больше отдаляются друг от друга, потому что у них нет общих интересов. Причем Евгений сам отталкивает друга: «Ты нежная душа, размазня, где тебе ненавидеть!...Ты робеешь, мало на себя надеешься… для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор… Ты славный малый, но та все-таки мягенький, либеральный барич…» Но разве плоха тихая спокойная жизнь провинциального помещика? Мы же видим, к чему привели бесконечные революции в России. А Базаров в своем одиночестве виноват сам. Никто из окружающих его людей не понимает и не принимает «нигилизма». Он сам отталкивает и милых, добрых родителей, и Аркадия. Кирсанову жаль прощаться с другом, потому что его душа не может кого-то ненавидеть, оттолкнуть. Если ты хочешь иметь настоящих друзей, то должен принимать их, возможно, примириться с какими-то недостатками, а не навязывать свое мнение. Сильный, конечно, может подчинить себе слабого, но это не дружба, а лишь преклонение. Настоящая дружба строится на взаимопонимании, общности интересов и умении уступать.
В середине XIX века И.С. Тургенев создает свои знаменитые сборники охотничьих рассказов «Записки охотника». В центре сборника – судьба русского крестьянства, так волновавшая передовую интеллигенцию того времени. По-новому взглянул на жизнь простого русского мужика и Иван Сергеевич. В рассказе «Бежин луг» крестьянский мир показан со всей простотой, одухотворенностью, душевной красотой.
Само действие рассказа достоверно точно указано писателем: Бежин луг находился всего в нескольких километрах от Лутовинова, собственной усадьбы Ивана Сергеевича Тургенева. Главные герои рассказа – крестьянские мальчишки из соседних деревень, которые стерегут табун. Их быт дан через восприятие рассказчика – охотника, случайно заблудившегося в один из июльских дней. Перед читателем разворачивается картина жизни крестьянских ребятишек летним вечером. Мальчишки потихоньку разговаривают у костра. Слушая истории мальчиков, наблюдая за их одеждой, манерой поведения, поступками, рассказчик составляет общее представление о крестьянской жизни. Ребята одеты просто: заплатанные порты, лапти и онучи, холщовые рубахи. Только один мальчик, Федя, который и выглядит постарше, по мнению автора, «принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы».
Крестьянские дети рассказывают друг другу страшные истории. И через их отношение к услышанному раскрывается автором все очарование их мира. Например, мальчик Илюша описывает домового, который водится в старой рольне на фабрике и пугает рабочих. Костя рассказывает про Гаврилу, слободского плотника, который однажды повстречался с лесной русалкой и с тех пор «невеселый ходит». Павлуша говорит о «предвиденье-то небесном», которое всех напугало, даже барина. Ребята верят в нечистую силу, злых духов, ведьм и колдунов. И в этой их вере прослеживается стремление людей к таинственности, непознанным вещам, необъяснимым явлениям. Вера в чудо, призраков, добрых и злых духов сохранилась в народе еще с древних времен. Поэтому в рассказываемых мальчиками историях множество фольклорных образов: домовые, русалки, нечистая сила. Огромна сила сельских поверий. Мальчики говорят о людях, умерших не собственной смертью, эти рассказы одновременно завораживают и пугают детей.
Жизнь крестьянских ребят лишена достатка, материального благополучия. Но наполнена настоящей душевной красотой, одухотворена. В финале рассказа есть указание автора на смерть Павла в том же году: «он убился, упав с лошади». Этот факт заставляет читателя внимательней отнестись к крестьянской жизни.
(2 вариант)
Крестьянский мир в рассказе «Бежин луг» – это мир глазами детей. Один из ребят постарше и побогаче, он может дарить подарки, ему, «как сыну богатого крестьянина, приходилось быть запевалой» в разговоре («сам же он говорил мало, как бы боясь уронить свое достоинство»). Другие ребята проще. Разговор у них серьезный, ночной: о леших, русалках, домовых, солнечном затмении, соответствующий обстановке. Двенадцатилетний Ильюша уже фабричный, работает лисовщиком, но рассказывает, конечно, не об этом, это неинтересно. Зато из рассказа о кашляющем домовом выясняется, что заночевали на фабрике, потому что было много работы и надсмотрщик не отпустил ребят домой, что парень уже знает, что такое рольня, смена, дворец, форма. Пугает, правда, не это, а шаги домового. Десятилетний Костя точно знает, почему слободской плотник Гаврила всегда невеселый. Причем не сам придумал, а отец рассказывал другим о русалке и Гавриле.
В рассказах ребят два тесно соприкасающихся мира: мир домовых, русалок, утопленников, покойников, Тришек и мир фабричного надсмотрщика Назарова, слободского плотника Гаврилы, псаря Ермилы, дедушки Трофимыча, бабы Ульяны, бар, старых и молодых, мало поживших и боящихся солнечных затмений, старостихи, бочара Вавилы. Много в их рассказах страшного, смешного, много и печального: истории сошедшей с ума Акулины, кинувшейся в реку, потому что ее любовник бросил, и Феоклисты, которая не смогла уберечь утонувшего сына, вполне реальны, хоть и здесь, по мнению ребят, не обошлось без мистики. Интересен образ Павла, самостоятельного мужичка, не боящегося волков, смеющегося над глупостью односельчан, умеющего усмирить собак, сварить картошку, успокоить самих себя напугавших небылицами и былями мальчишек. У кого-то из ребят есть родители, у кого-то – братья и сестры. Ильюша лучше других знает все сельские поверья, а семилетний Ваня умеет не только сам любоваться природой, но и обратить внимание более взрослых на ее красоту: «Гляньте-ка, гляньте-ка, ребятки, – раздался вдруг детский голос Вани, – гляньте на Божьи звездочки, – что пчелки роятся!» …Глаза всех мальчиков поднялись к небу и не скоро опустились».
Мир реальности и мир суеверий сосуществуют в умах и душах не только детей, но и взрослых, которых они копируют, повадки которых перенимают. Источник вдохновения для взрослых и детей – русская природа.