Рассказ льва толстого «кавказский пленник» основан на реальных событиях, произошедших на кавказе во время войны с горцами. информацией для этой повести стали события из жизни самого а.н. толстого на кавказе и воспоминания солдат и офицеров, воевавших во время той войны и побывших в плену.жилин и костылин служили офицерами на кавказе. первый был из обнищавшей помещичьей семьи, а второй из богатой. жилин не обладал большими данными: ростом был не высок, зато силен, умен, да удал. костылин — мужчина грузный, пухлый и слабохарактерный.в рассказе показаны взаимоотношения людей разных народов, полов и возрастов. здесь вскрываются человеческие пороки: трусость, жадность, предательство, высокомерие, жестокость, мстительность. но любовь, дружба, доверие, храбрость, доброта, упорство и находчивость и приводят к счастливому концу. в плену жилин старался присматриваться к людям, старался познакомиться с ними поближе, все время занимал себя работой, даже «лечил» больных врагов. все это дало свои плоды – он познакомился с девочкой диной. характеры жилина и татарочки дины схожи: добрые, заботливые, искрение и смелые. маленькая девочка и взрослый мужчина быстро нашли общий язык, и в ответ на подаренные жилиным незатейливые игрушки дина приносила ему то кусок жаренной баранины, то лепешек или молока, а самое главное — спасла ему жизнь.на протяжении всего произведения костылин показал себя с отрицательной стороны. это трусость и предательство при встрече с врагами. в тот момент, когда жилин и костылин увидели татар, он сразу бросил ружье и пустил коня в прочь, даже не подумав о своем товарище; бездействие и замкнутость в плену, у него не было даже мысли о побеге. он не разговаривал с татарами, так как считал себя выше их, не общался с жителями аула, просто ждал выкупа; эгоизм и безразличие в отношении жилина проявились и в тот момент, когда они повстречали татар, и в первом побеге, когда костылин отказался идти и все время охал и стонал, что и позволило татарам найти их.после неудавшегося побега жизнь пленников еще ухудшилась. но даже в этих условиях смелый жилин не сложил рук и продолжал мечтать о побеге. и в этот момент в костылине как будто что-то проснулось, и он совершил первый и единственный благородный поступок на протяжении всего произведения — отказался идти во второй побег, дабы не стать обузой жилину. после всех трудностей жилин успешно сбежал из плена, «а костылина, еле живого, только через месяц ». главная мысль рассказа — бессмысленность войны. итог войны между , государствами всегда печален: огромные жертвы и потери. а дружба вечна!
Образ «маленького человека» в произведениях А. П. Чехова и Г. Мопассана
В сравнении с европейской литературой, например французской, подобная тема мало привлекала писателей, так как более интересен для них был тип мелкого или среднего буржуа.
Что касается творчества Ги де Мопассана, то именно он проявил интерес к мелкому чиновнику и ярко представил его образ в своих произведениях.
В мировой литературе сложилась добрая традиция находить точки соприкосновения в творчестве двух-трёх писателей. Сопоставление произведений А. П. Чехова и Г. Мопассана «Прогулка» и «Смерть чиновника» дает возможность проследить судьбу «маленького человек» с точки зрения русской и французской литератур.
Если рассмотреть эволюцию темы «маленького человека» в русской литературе, то к моменту изображения этого образа А. П. Чеховым происходит некоторое изменение, точнее, тема маленького чиновника приобретает несколько иное звучание – ироническое.
Здесь мы уже не встретим драматической ситуации, изображенной А. С. Пушкиным.
ДОБАВИТЬ В ИЗБРАННОЕ
Образ «маленького человека» в произведениях А. П. Чехова и Г. Мопассана
В сравнении с европейской литературой, например французской, подобная тема мало привлекала писателей, так как более интересен для них был тип мелкого или среднего буржуа.
Что касается творчества Ги де Мопассана, то именно он проявил интерес к мелкому чиновнику и ярко представил его образ в своих произведениях.
В мировой литературе сложилась добрая традиция находить точки соприкосновения в творчестве двух-трёх писателей. Сопоставление произведений А. П. Чехова и Г. Мопассана «Прогулка» и «Смерть чиновника» дает возможность проследить судьбу «маленького человек» с точки зрения русской и французской литератур.
Если рассмотреть эволюцию темы «маленького человека» в русской литературе, то к моменту изображения этого образа А. П. Чеховым происходит некоторое изменение, точнее, тема маленького чиновника приобретает несколько иное звучание – ироническое.
Здесь мы уже не встретим драматической ситуации, изображенной А. С. Пушкиным.