Анализ стихотворения " Мы встретились случайно на углу..."
"Мы встретились случайно на углу..."
* * *
Мы встретились случайно на углу.
Я быстро шел — и вдруг как свет зарницы
Вечернюю прорезал полутьму
Сквозь черные лучистые ресницы.
На ней был креп, — прозрачный легкий газ
Весенний ветер взвеял на мгновенье,
Но на лице и в ярком блеске глаз
Я уловил былое оживленье.
И ласково кивнула мне она,
Слегка лицо от ветра наклонила
И скрылась за углом... Была весна...
Она меня и забыла.
по плану:
1) Кем и когда написано стихотворение?
2) Какие жизненные события легли в его основу. Центральная тема стихотворения. Многоплановость.
3) Жанровые особенности стихотворения (элегия, , исповедь, размышление, обращение к … и т д.). Тематическое разнообразие лирики (пейзажная, философская, любовная, вольнолюбивая и др.)
4) Главные образы или картины, созданные в стихотворении.
5) Внутреннее построение стихотворения, его лирический герой. (Лирический герой хоть и отражает личные переживания и ощущения автора, но это не вполне поэт. Это внутренний образ – переживание, в котором отражается духовный мир человека, характерные черты людей определенного времени, класса, их идеалы).
6) Основные интонации стихотворения, чувства поэта и лирического героя.
7) Особенности построения: единое целое, деление на части, главки, строфы; соединение образов, картин стержневой линией, мотивом, лейтмотивом, чувством поэта или лирического героя.
8) Средства поэтического языка (изобразительные средства языка, особенности лексики). Звуковая и ритмическая организация лирического текста, с которых создаются картины, образы, передаются мысли и чувства поэта или его лирического героя. Художественные средства: аллегория, метафора, гипербола, гротеск, сравнение, эпитет, оценочная лексика, антитеза, символ, деталь. Особенности лексики: бытовая, народная, разговорная, приподнятая, торжественная, высокая и т. д.). Некоторые композиционные приемы: пейзаж, деталь портрета, бытовая деталь, образ-символ, диалог, монолог, звуки, звукопись, цветовая гамма, свет, музыкальность, традиционные элементы композиции и т. д. Синтаксис: многоточие, восклицания, риторические во стихосложения.
9) Смысл названия стихотворения. Адресат поэтического послания. Если возможно – идея стихотворения.
10) Значение стихотворения для его современников, для сегодняшнего читателя. Общечеловеческая значимость стихотворения.
о
Сюжет встречи и разлуки влюбленной пары – сквозной для бунинской лирики. Первое событие почти неизбежно влечет за собой другое: любовь восхитительна, но кратко Она уходит, подчиняясь неведомой воле высших сил, и оставляет лишь воспоминания – светлые, волнующие, но печальные.
“Мы встретились случайно…” не содержит внешнего активного и напряженного действия. Сюжет неуловим: создается иллюзия, что ничего не произошло. Лирический герой, стремительно шагавший по весенней вечерней улице, вдруг встретил даму, которую когда-то любил.
Узнав его, она кивнула в знак приветствия, затем завернула за угол и скрылась из вида.
Бедность сюжета идет в контраст с богатством душевных переживаний и воспоминаний героя. Серую гамму сумерек неожиданно “прорезал” знакомый взгляд, который метафорически уподобляется “свету зарницы” Этот свет прерывает быстрый шаг героя: память о любимой настолько жива, что воспоминания пронзают душу одновременно со случайным взглядом.
Показательны сравнения и эпитеты, которые отбирает автор для характеристики взгляда любимой женщины. Кроме упомянутого “света зарницы” встречаются
Объяснение: