Анализ стихотворения "первое сентября" Иосиф Бродский
План:
1. Какое настроение вызывает у вас стихотворение.
2. Какие образы создаются в стихотворении.
3. Какие изобразительные выразительные средства(тропы) использует автор для создания этих образов и настроения.
4. Кто в стихотворении лирический герой.
5. Какие есть темы в этом стихотворении
6. Какова идея стихотворения (основная мысль)
Само стихотворение
День назывался «первым сентября».
Детишки шли, поскольку — осень, в школу.
А немцы открывали полосатый
шлагбаум поляков. И с гудением танки,
как ногтем — шоколадную фольгу,
разгладили улан.
Достань стаканы
и выпьем водки за улан, стоящих
на первом месте в списке мертвецов,
как в классном списке.
Снова на ветру
шумят березы и листва ложится,
как на оброненную конфедератку,
на кровлю дома, где детей не слышно.
И тучи с громыханием ползут,
минуя закатившиеся окна.
Объяснение:
Конец IX главы рассказывает о новой операции. События в первой и второй частях повторяются: выбор имени, посещение Филиппа Филипповича домкомом, безобразие, учиненное Шариком-Шариковым (сова — кот), обед, размышления профессора перед операциями, разговоры с доктором Борменталем, операция,— но тем сильнее бросаются в глаза изменения, происходящие в доме и в людях.
Завершает повесть эпилог, в котором ситуация, благодаря чудесному мастерству профессора Преображенского, возвращена к исходному состоянию первой части — двойное кольцо замкнулось.
Конечно, самостоятельно трудно постичь роль композиции в замыслах автора «Собачьего сердца», но составление дома плана повести с выделением повествователей — первый шаг на этом пути.
Попробуем вместе с ними разобраться, почему Булгаков почти все события первой части изображает с приема отстранения, отдавая повествование Шарику. Ведь решить, кто прав в споре о «собачьем сердце», можно, лишь понаблюдав и за собакой, и за «новым человеком». Итак, мы организуем в классе наблюдение и сопоставляем Шарика-Шарикова, каким он предстает в первой и второй частях повести, с следующих вопросов и заданий:
— Каким представляется вам Шарик? Опишите его в момент встречи с профессором. Какие качества Шарика вам симпатичны, какие — нет? Какие качестза з Шарике подчеркивает автор? С какой целью он это делает? Что замечает Шарик в окружающей его действительности и как на это реагирует? Что нравится Шарику в доме профессора и что — нет? Прочитайте выразительно сцену приема пациентов. Что можно сказать о собаке по ее поведению в этом эпизоде? Как воспринимает пес обитателей квартиры? Прочитайте выразительно сцену посещения Филиппа Филипповича домкомом. Что понимает и чего не понимает Шарик? Меняется ли Шарик с 16 по 23 декабря? Выделите этапы этих изменений. Как относятся к Шарику обитатели квартиры и автор?
Анализ первых глав повести открывает ученикам много нового. Они понимают, что с первых строк перед читателем разворачивается «поток сознания» пса. И с первых строк ясно, что пес перед нами — фантастический.
Объяснение:
1. Откровенно говоря, я предпочитаю хворать дома.
2. Конечно, слов нет, в больнице, может быть, светлей и культурней.
3. Главное, у меня высокая температура, и вообще жизнь, может быть, еле теплится в моём организме, может быть, она на волоске висит — и вдруг приходится читать такие слова.
4. И вдруг вижу, что это как будто старуха в ванне сидит, наверно, из больных.
5. И, уж во всяком случае, ваш вид не задержит её в этом мире лишних пять минут.
6. По крайней мере, тогда им всё по вкусу, всем они довольны и не вступают с нами в научные пререкания.
7. В общем, вскоре организм взял своё, и я снова стал поправляться.
8. То, наконец, у них началось движение жён больных, и весь персонал с ног сбился.
9. Оказывается, моя супруга побежала в больницу, но там извинились за ошибку, которая у них произошла в бухгалтерии.
10. В общем, мне почему-то стало неприятно от этого происшествия, и я хотел побежать в больницу, чтоб с кем-нибудь там побраниться, но как вспомнил, что у них там бывает, так, знаете, и не пошёл.