Анализ стихотворения Прочитайте стихотворения Ф.И. Тютчева “ЛИСТЬЯ* и М.Ю. Лермонтова <с Листок>>. Выполните задания 1-6.
ответом к заданиям 1-5 является слово или словосочетание.
Листья
Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят,
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.
Мы ж, лёгкое племя,
Цветём и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Всё красное лето
Мы были в красе -
Играли с лучами,
Купались в
росе!..
Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
3ефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!
О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей.
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим...
Летите, летите!
Мы с вами летим!..
(Ф.И. Тютчев)
1. К какому роду литературы относится стихотворение Ф.И. Тютчева “Листья?
ответ: - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
2. Назовите художественный приём, использованный поэтом: “зелень, Как иглы ежа”.
ответ: -- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
3. Как называются восклицательные и вопросительные конструкции, придающие монологу особую эмоциональность:
<<Так что же нам даром Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними И нам улететь!.. >>?
ответ: -- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
4. Какой приём использует автор в строках: “0 буйные ветры, Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите С докучных ветвей! Сорвите, умчите…”?
ответ: - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
5. Определите трёхсложный размер, которым написано стихотворение Ф.И. Тютчева.
ответ: - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
к заданию 6 дайте развёрнутый ответ в объёме 5-7 предложений.
6. Прочитайте стихотворение М.Ю. Лермонтова “Листок”, в котором, как и в тютчевском, значительное место отведено рассказу о жизни природы.
Почему эти стихотворения нельзя отнести к пейзажной лирике? О чём ещё они заставляют задуматься?
Листок
Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял
он от холода, зноя и горя;
И вот, наконец, докатился до Чёрного моря.
У Чёрного моря чинара стоит молодая;
С ней шепчется ветер, зелёные ветви лаская;
На ветвях зелёных качаются райские птицы;
Поют они песни про славу морской царь-девицы.
И странник прижался у корня чинары высокой;
Приюта на время он молит с тоскою глубокой,
И так говорит он: “Я бедный листочек дубовый,
До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.
Один и без цели по свету ношуся давно я,
Засох я без тени, увял я без сна и покоя.
Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных,
Немало я знаю рассказов мудрёных и чудных”
<(На что мне тебя? - отвечает младая чинара,-
Ты пылен и жёлт, - и сынам моим свежим не пара.
Ты много видал - да к чему мне твои небылицы?
Мой слух утомили давно уж и райские птицы.
Иди себе дальше; о странник! тебя я не знаю!
Я солнцем любима, цвету для него и блистаю; По небу я
ветви раскинула здесь на просторе,
И корни мои умывает холодное море>>.
(М.Ю. Лермонтов)
ответ:
1. Почему именно так названа новелла, ведь в ней рассказывается и о других героях?Новелла названа по имени Маттео Фальконе, потому что самое главное в ней — характер и жизненные принципы именно этого героя.2. Чем интересна земля маки? Что сразу может насторожить читателя?«Маки — родина корсиканских пастухов и всех, кто не в ладах с правосудием». Корсиканские земледельцы, чтобы удобрить свою землю, просто сжигают часть леса, после сбора урожая оставляют солому, а на следующую весну корни сожжённых деревьев пускают частые побеги.
Через несколько лет эти побеги достигают порядочной высоты — вот эта-то густая поросль и называется «маки».
Читатель настораживается с самого начала новеллы, когда читает такую фразу: «Если вы убили человека, бегите в маки Порто-Веккьо, и вы проживёте там в безопасности, имея при себе доброе ружьё, порох и пули...»3. Какие качества характера Маттео Фальконе принесли ему необыкновенную известность?Маттео Фальконе прославила его необычайная меткость, а также верность древним неписаным законам местности маки. «Его считали таким же хорошим другом, как и опасным врагом; впрочем, услужливый для друзей и щедрый к бедным, он жил в мире со всеми в округе Порто-Веккьо. Но о нём рассказывали, что в Корте, откуда он взяч себе жену, он жестоко расправился с соперником, который слыл за человека опасного как на войне, так и в любви...»4. Как вёл себя Фортунато с бандитом и с полицейскими? Как отнёсся Маттео к поступку сына? Что его особенно возмутило и почему он произнёс: «Мой ли это ребёнок?»Фортунато не боится ни бандита, ни полицейского, держится с ними вполне независимо и свободно: он уверен в том, что сына Маттео Фальконе никто не тронет. Проблема мальчика в другом. Он спрятал бандита и пообещал ему: «Не бойся ничего». А сам предал его за серебряные часы.
Маттео крайне болезненно отнёсся к поступку своего сына: для него, человека, верного корсиканским традициям (в частности, обычая гостеприимства), Фортунато — подлый корыстолюбивый предатель. Он даже спрашивает Джузеппу: «Мой ли это ребёнок?», потому что не верит, что у него, хранителя этих традиций и обычаев, человека чести, может быть такой сын.
2.Внешность: русые волосы, большие глаза, радужная оболочка глаза серого цвета, маленький рот и нос. Хвост голубой.
3. Она влюбилась в принца и ему жизнь. Благодаря заклинанию колдуньи она смогла прожить с ним три дня, но в итоге она превратилась в морскую пену и отправилась на небо вместе с дочерьми воздуха.
4. Она жизнь принцу, которого сильно любила. Перед ней был выбор: остаться в живых или его. Я сочувствую ей, она по моему мнению сделала правильно. Если я была на ее месте, я сделала бы также.