Анализ стихотворения С. Есенина
«Не жалею, не зову, не плачу…»
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.
Дух бродяжий! ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст
О, моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств!
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью на розовом коне.
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
1.Прочитайте стихотворение. Какие эмоции оно порождает?
2.Каковы философские идеи стихотворения?
3.Охарактеризуйте лирического героя, мир, им созданный.
4. В чём необычность сравнения в первой строфе? Как такое сравнение раскрывает образ лирического героя?
5.Раскройте смысл метафоры «белых яблонь дым».
6. Какова роль повтора «Все мы, все мы…»?
7.Как меняется мироощущение с возрастом? (аргументируйте примерами из стихотворения)
8.Какие настроения героя ощущаются в последней строфе стихотворения?
9.Исследователи относят это стихотворение к философской лирике С. Есенина. Докажите или опровергните это суждение, опираясь на текст стихотворения.
-Слава накрыла Цветаеву подобно шквалу.Но вместе с тем, с первых же ее шагов в литературе началась и трагедия М. Цветаевой. Трагедия одиночества и непризнанности.
-зарисовки семейного быта.
-тема любви.
-Что касается революции 1917 года, то ее понимание было сложным, противоречивым. Кровь, обильно проливаемая в гражданской войне, отторгала, отталкивала М. Цветаеву от революции.Это был плач, крик души поэтессы.
-проклятие фашизму, прославляя бессмертие народов, борющихся за свою независимость.