Обсуждая с детьми вопрос, какую роль сыграл Шабашкин в судьбе семьи Дубровских, учитель подведет детей к выводу, что Шабашкин был как бы орудием низкой мести Троекурова, который не хотел сам хлопотать о грязном деле, а поручил его подлому судейскому чиновнику. Просматривая вместе с учителем текст, дети проследят, как поступал и что говорил Шабашкин, когда беседовал с Троекуровым (глава I, глава IV) и когда приехал вместе с другими приказными вводить Троекурова во владение Кистеневкой (глава III). Внимание школьников обращается на его внешность, поведение: если к Троекурову он приближался с бесконечными поклонами и благоговением, то перед кистеневскими крестьянами и Дубровским он «стоял под-бочась и гордо взирал около себя». Когда «толпа двинулась», Шабашкин и другие члены суда «поспешно бросились в сени и заперли за собой дверь». После же речи молодого Дубровского «Шабашкин тихонько отпер дверь, вышел на крыльцо и с униженными поклонами стал благодарить Дубровского за его милостивое заступление».
— Почему именно так ведет себя Шабашкин? — опрашивает преподаватель. Учащиеся говорят, что Шабашкин боялся Троекурова. Услужить богатому и знатному человеку было, с точки зрения Шабашкина, выгодно, а Дубровский не мог ничем быть полезным судейскому чиновнику, с ним можно было не считаться. — Что же можно сказать о Шабашкине, что за человек он был? В процессе беседы дети приходят к таким выводам: — Шабашкина можно назвать продажной душой. Хотя он и был судьи, он поступал не по законам и не посправедливости, служил только тем, кого боялся, от кого зависел, кто мог хорошо заплатить за услугу. — Шабашкин не умеет уважать людей, он не жалеет старого Дубровского. — Он трус. Храбрится и грубит Владимиру Дубровскому, когда чувствует себя в безопасности, а когда дворовые Дубровского хотели взять всех приказных, Шабашкин сейчас же спрятался и дверь запер. — Потом он вышел и стал кланяться и благодарить Владимира за то, что тот заступился за них.
Может это? А. С. Пушкин — идеал. Идеал культуры, нравственности, высоких чувств, жизненных принципов, взглядов, позиций. Его поэзия — это сама жизнь со всеми ее сложностями, переживаниями, проблемами и противоречиями. И в то же время — со всеми радостями, с упоением от счастья, любви, красоты, надежды. «О, если б голос мой умел сердца тревожить», — восклицал юный поэт. Сегодня его голос, как и десять, и пятьдесят, и сСколько нежности, теплоты, сколько настоящего волшебства, дивного очарования заключено в этих строках! Тот, кто так писать о природе, не может не любить ее — искренне, всем сердцем, сливаясьЖивость, впечатлительность увлекаться и увлекать, горячее сердце, всегда жаждущее любви и дружбы привязываться к человеку всеми силами души, горячий темперамент — вот отличительные черты лирического героя в произведениях Пушкина, то, что гало ему сохранить вкус к жизни, несмотря на разочарования и сложности творческого пути самого поэта. Этому учимся и мы, читая его произведения, направленные на воспитание и восхваление всего прекрасного, что есть в человеке. Лирика А. С. Пушкина — прекрасная «школа жизни», потому что в ней «И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь». Сколько нежности, теплоты, сколько настоящего волшебства, дивного очарования заключено в этих строках! Тот, кто так писать о природе, не может не любить ее — искренне, всем сердцем, сливаясь с ней и растворяясь в ее гармонии и красоте. И любой, кто читает эти строки, не может устоять перед силой чувства поэта, не может не полюбить окружающий мир так же преданно, так же нежно и самозабвенно, как любил его АлеАвтор находит в природе самые большие ценности: волю, гармонию и красоту. Именно эти ценности составляли основу нравственных критериев самого Пушкина. Идеалы свободы, воли, справедливости поэт всегда ставил превыше всего. Особенно обострилось его чувство свободы во время ссылки. Воля для поэта — это не только свобода народа от угнетателей, это также свобода от «цепей судьбы», от собственных страстей. Так, свободолюбивый герой «Кавказского пленника» бежит из тесных городов на волю, ища полного раскрепощения, устав от духоты и замкнутости городской жизни. Природа для поэта составляла все: в ней он находил ответы на многие жизненные вопросы, в ней искал гармонии, которой так не хватало ему в реальной жизни, в ней черпал образы и Живость, впечатлительность увлекаться и увлекать, горячее сердце, всегда жаждущее любви и дружбы привязываться к человеку всеми силами души, горячий темперамент — вот отличительные черты лирического героя в произведениях Пушкина, то, что гало ему сохранить вкус к жизни, несмотря на разочарования и сложности творческого пути самого поэта. Этому учимся и мы, читая его произведения, направленные на воспитание и восхваление всего прекрасного, что есть в человеке. Лирика А. С. Пушкина — прекрасная «школа жизни», потому что в ней «И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь».
— Почему именно так ведет себя Шабашкин? — опрашивает преподаватель. Учащиеся говорят, что Шабашкин боялся Троекурова. Услужить богатому и знатному человеку было, с точки зрения Шабашкина, выгодно, а Дубровский не мог ничем быть полезным судейскому чиновнику, с ним можно было не считаться.
— Что же можно сказать о Шабашкине, что за человек он был?
В процессе беседы дети приходят к таким выводам:
— Шабашкина можно назвать продажной душой. Хотя он и был судьи, он поступал не по законам и не посправедливости, служил только тем, кого боялся, от кого зависел, кто мог хорошо заплатить за услугу.
— Шабашкин не умеет уважать людей, он не жалеет старого Дубровского.
— Он трус. Храбрится и грубит Владимиру Дубровскому, когда чувствует себя в безопасности, а когда дворовые Дубровского хотели взять всех приказных, Шабашкин сейчас же спрятался и дверь запер.
— Потом он вышел и стал кланяться и благодарить Владимира за то, что тот заступился за них.