Анализ стихотвроения «Я входил вместо дикого зверя в клетку»
Я входил вместо дикого зверя в клетку,
выжигал свой срок и кликуху гвоздем в бараке,
жил у моря, играл в рулетку,
обедал черт знает с кем во фраке.
С высоты ледника я озирал полмира,
трижды тонул, дважды бывал распорот.
Бросил страну, что меня вскормила.
Из забывших меня можно составить город.
Я слонялся в степях, помнящих вопли гунна,
надевал на себя что сызнова входит в моду,
сеял рожь, покрывал черной толью гумна
и не пил только сухую воду.
Я впустил в свои сны вороненый зрачок конвоя,
жрал хлеб изгнанья, не оставляя корок.
Позволял своим связкам все звуки, помимо воя;
перешел на шепот. Теперь мне сорок.
Что сказать мне о жизни? Что оказалась длинной.
Только с горем я чувствую солидарность.
Но пока мне рот не забили глиной,
из него раздаваться будет лишь благодарность.
1980 г.
Выполнить задание:
Проанализируйте стихотворение по следующей схеме:
1. Место и время, обстоятельства и события в жизни поэта, которые сопутствовали созданию произведения.
2. Тема, идея, композиция стихотворения.
3. Основной мотив стихотворения.
4. Основное настроение стихотворения.
5. Средства выразительности и изобразительности в произведении.
6. Наличие поэтических обобщений.
7. Ваше впечатление от стихотворения.
1. Место и время, обстоятельства и события в жизни поэта, которые сопутствовали созданию произведения:
Поэма "Я входил вместо дикого зверя в клетку" была написана в 1980 году, когда автор, Евгений Евтушенко, уже был известным советским поэтом. В это время в СССР действовала жесткая цензура, и стихотворение было создано в контексте ограничений и запретов на свободу самовыражения.
2. Тема, идея, композиция стихотворения:
Темой стихотворения является жизненный путь и опыт автора, его стремление к свободе и независимости от общественных и политических ограничений. Идея заключается в том, что даже в тяжелых условиях можно сохранить свою индивидуальность и благодарность за прошедшие испытания. Композиция стихотворения состоит из нескольких строф с нерегулярным размером строк.
3. Основной мотив стихотворения:
Основным мотивом стихотворения является стремление к свободе и собственной идентичности, даже в условиях тотального контроля и ограничений.
4. Основное настроение стихотворения:
Основное настроение стихотворения можно охарактеризовать как местами тяжелое и мрачное, но в целом оно является оптимистическим и полным благодарности за пройденные трудности.
5. Средства выразительности и изобразительности в произведении:
Автор использует разнообразные стилистические приемы, чтобы передать свои мысли и эмоции. Например:
- Метафоры: "входил вместо дикого зверя в клетку", "жил у моря, играл в рулетку", "из забывших меня можно составить город" и др.
- Аллюзии: "обедал черт знает с кем во фраке" - отсылка к неизвестным и необязательно хорошим компаниям.
- Повторение слов: "сорок", "горем", "благодарность" - для усиления эмоций и идей.
6. Наличие поэтических обобщений:
В стихотворении присутствуют поэтические обобщения, такие как "вхождение в клетку" (как символов ограничений) и "символический сон" (сон, содержащий особый и символический смысл).
7. Впечатление от стихотворения:
Мое впечатление от стихотворения - это ощущение силы духа и смелости автора, который несмотря на все преграды и испытания, сохраняет свою идентичность и находит причину благодарности в своей жизни. Это вдохновляющее стихотворение, которое призывает нас быть сильными и оставаться верными себе в любых обстоятельствах.
Надеюсь, что данный анализ поможет школьнику понять основные аспекты стихотворения и расширит его литературные знания.