Анализ сюжета и композиции рассказа А. Новоселова «Санькин марал» Каждое художественное произведение имеет сюжет.
Сюжет (от франц. sujet – предмет) – основные события в произведении.
Сюжет – это обобщающая мысль писателя; это темы, проблемы, поставленные автором в произведении. Именно поэтому сюжет не может быть пересказан.
Понятия «сюжет» и «фабула» очень похожи. Однако сюжет – это ход событий, а фабула – развитие основного конфликта.
Фабула – повествование о событиях в их хронологическом порядке; связь всех мотивов в произведении; все происшествия, которые отразись в драматическом, эпическом или лиро-эпическом произведении.
Элементы сюжета: завязка, развитие действия, кульминация, развязка.
Завязка связана с формированием конфликта или его возникновением. Этот конфликт будет главным в произведении.
Развитие действия и есть развитие завязанного конфликта. Герои, участвующие в развитии действия, вольно или невольно участвуют и в развитии конфликта.
Кульминация – это наивысшая точка развития конфликта (или противостояние двух идей) в произведении, после которой следует его разрешение (то есть развязка).
В некоторых произведениях также может содержаться экспозиция, пролог и эпилог.
Экспозиция – то, что предшествует завязке конфликта.
Пролог используется в начале произведения, это небольшое вступление к самому сюжету.
Эпилог используется в конце произведения и является итогом событий, которые произошли в основной части.
Композиция – это структура художественного произведения: его построение; принцип расположения его частей и связующих элементов.
Композиция может состоять из следующих элементов:
повествование;
описание;
монолог;
система образов;
авторские отступления;
фабула;
пейзаж;
портрет.
Композиция произведения бывает внешней и внутренней.
Внешняя композиция (она же архитектоника) – это разбивка текста на главы и части, выделение дополнительных структурных частей вроде пролога и эпилога, введения и заключения, эпиграфов и лирических отступлений.
Внутренняя композиция включает гораздо больше элементов и приемов компоновки текста. Все они сводятся к общей цели – выстроить текст в логичном порядке и раскрыть авторский замысел, но идут к ней разными путями – сюжетными, образными, речевыми, тематическими. Разберем их подробнее.
Сюжетные элементы:
пролог;
экспозиция;
завязка;
развитие действий;
кульминация;
развязка;
эпилог.
Образные элементы:
образы героев и персонажей;
образы обстановки, в которой развивается действие.
Речевые элементы:
диалог;
монолог;
лирические отступления.
И в сердце хранится портрет
Той женщины ласковой самой,
Которой родней в мире нет…И с первой минуты рожденья,
Она, словно ангел земной,
Подарит любовь и терпенье…
Она за ребёнка стеной…И каждой слезинке печалясь,
Волнуется мамы душа.
Для мамы мы те же остались,
Ведь ей не забыть малыша,Что рос под сердечком, толкался…
Бессонных ночей хоровод…
Как зубик с трудом прорезался
И мучил младенца живот…И первой улыбки сиянье,
И гордость от первых шагов.
Влюблённости первой признанье…
Всё маме понятно без слов всем мамам на свете
За то, что прощаете нас…
Увы, повзрослевшие дети
Теперь забегают на час…В делах, бесконечных заботах,
Уже со своими детьми,
С любовью, посмотрим на фото,
Где мама и мы, лет семи…И взгляд согревает тот самый…
И детство мелькнуло вдали…
Весь мир начинается с мамы.
Здоровья всем мамам земли!
Или
Ты не стареешь, дорогая,
Ты стала краше во сто крат.
Твои морщинки – это стая
Лучей, летящих в летний сад.
Глаза твои теплом согреты,-
В них молодость горит огнем.
Готов я петь всю жизнь сонеты
И хмурой ночью, ясным днем.
Ты не стареешь, дорогая,
Ты вечна, как сама любовь.
Люблю тебя я, отдавая,
Твоей любви свою любовь.
1)Каким был основной конфликт в комедии?
2)Кто становится предметом осмеяния в комедии и за что?
3)Какими автор раскрывает характер тех, кто оказывается предметом “ его беспощадной иронии”, чьи недостатки, говоря словами Н. Гоголя, “выставлены в очевидности беспощадной”?
4)Что такое классицистическая комедия? Каким требованиям она должна была соответствовать?
5)Почему же, хотя предметом изображения стала частная жизнь одной дворянской семьи, пьеса зазвучала так остро?
6)Какова цель в комедии классицизма?
7) Обратите внимание на появление внесюжетных сцен, т. е. сцен, не связанных с сюжетом, что было совершенно новым в русской драматургии. Назовите такие сцены. Как вы думаете, что это давало автору?
8)Какую важнейшую особенность подметил П. Вяземский "Её образ стоит на меже трагедии и комедии. ”