Анализ сюжета и композиции рассказа А. Новоселова «Санькин марал» Каждое художественное произведение имеет сюжет.
Сюжет (от франц. sujet – предмет) – основные события в произведении.
Сюжет – это обобщающая мысль писателя; это темы, проблемы, поставленные автором в произведении. Именно поэтому сюжет не может быть пересказан.
Понятия «сюжет» и «фабула» очень похожи. Однако сюжет – это ход событий, а фабула – развитие основного конфликта.
Фабула – повествование о событиях в их хронологическом порядке; связь всех мотивов в произведении; все происшествия, которые отразись в драматическом, эпическом или лиро-эпическом произведении.
Элементы сюжета: завязка, развитие действия, кульминация, развязка.
Завязка связана с формированием конфликта или его возникновением. Этот конфликт будет главным в произведении.
Развитие действия и есть развитие завязанного конфликта. Герои, участвующие в развитии действия, вольно или невольно участвуют и в развитии конфликта.
Кульминация – это наивысшая точка развития конфликта (или противостояние двух идей) в произведении, после которой следует его разрешение (то есть развязка).
В некоторых произведениях также может содержаться экспозиция, пролог и эпилог.
Экспозиция – то, что предшествует завязке конфликта.
Пролог используется в начале произведения, это небольшое вступление к самому сюжету.
Эпилог используется в конце произведения и является итогом событий, которые произошли в основной части.
Композиция – это структура художественного произведения: его построение; принцип расположения его частей и связующих элементов.
Композиция может состоять из следующих элементов:
повествование;
описание;
монолог;
система образов;
авторские отступления;
фабула;
пейзаж;
портрет.
Композиция произведения бывает внешней и внутренней.
Внешняя композиция (она же архитектоника) – это разбивка текста на главы и части, выделение дополнительных структурных частей вроде пролога и эпилога, введения и заключения, эпиграфов и лирических отступлений.
Внутренняя композиция включает гораздо больше элементов и приемов компоновки текста. Все они сводятся к общей цели – выстроить текст в логичном порядке и раскрыть авторский замысел, но идут к ней разными путями – сюжетными, образными, речевыми, тематическими. Разберем их подробнее.
Сюжетные элементы:
пролог;
экспозиция;
завязка;
развитие действий;
кульминация;
развязка;
эпилог.
Образные элементы:
образы героев и персонажей;
образы обстановки, в которой развивается действие.
Речевые элементы:
диалог;
монолог;
лирические отступления.
Проблема "маленького человека" в творчестве Н. В. Гоголя
Листов: 3Скачано за неделю: 0
Великий русский критик В. Г. Белинский сказал, что задача поэзии состоит в том, “чтобы извлекать поэзию жизни из прозы жизни и потрясать души верным изображением этой жизни”. Именно таким писателем, писателем, потряса- ющим души изображением порой самых...смотреть целиком
"Маленький человек" в повести Н. В. Гоголя "Шинель"
Листов: 2Скачано за неделю: 0
Повесть Николая Васильевича Гоголя “Шинель” сыграла большую роль в развитии русской литературы. “Все мы вышли из “Шинели” Гоголя”, — сказал Ф. М. Достоевский, оценивая ее значение для многих поколений русских писателей. Рассказ в “Шинели” ведется...смотреть целиком
Повесть "Шинель"
Листов: 5Скачано за неделю: 0
На полпути из «ада» в «чистилище», от первого тома «Мертвых душ» ко второму, лежит последняя петербургская повесть Гоголя «Шинель», резко отличающаяся от «Невского проспекта», «Носа» и «Записок сумасшедшего» особенностями своего юмора и масштабом осмысления...смотреть целиком
Сюжет, герои и проблематика повести Н.В. Гоголя "Шинель\'
Листов: 2Скачано за неделю: 0
В своей повести «Шинель» Гоголь обращается к теме «маленького человека». Гоголь пишет о судьбе бедного, ничем не примечательного петербургского чиновника - «вечного титулярного советника». Лишенный внешней привлекательности, Башмачкин обнаруживает ту...смотреть целиком
Тема \'маленького человека" в повести \'Шинель"
Листов: 1Скачано за неделю: 0
Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. Она повествует читателю о судьбе так называемого «маленького человека». Эта тема раскрывается еще в начале произведения. Даже само имя Акакия Акакиевича может...смотреть целиком
Трагедия "маленького человека" в повести \'Шинель"
Листов: 4Скачано за неделю: 0
Почему вот уже полтора столетия нас так трогает история скромного титулярного советника, если даже сторожа департамента, в котором он служил, «не глядели на него, как будто бы через приемную пролетела простая муха»? Почему бессмертны творения Гоголя,...смотреть целиком
Образ «значительного лица» в повести «Шинель»
Листов: 3Скачано за неделю: 0
Литератор-романтик, как правило, склонен был выражать к слову отношение скептическое, возвышенно-недоверчивое. Гоголь как бы вторит такому романтику. Однако теперь у Гоголя писатель, художник оказывается бессилен не перед возвышенным и исключительным,...смотреть целиком
Как много в человеке бесчеловечности
Листов: 2Скачано за неделю: 0
В повести «Шинель» повествуется о судьбе Акакия Акакиевича Башмачкина, проживавшего в двадцатых годах XIX столетия в Санкт-Петербурге. На протяжении всей сознательной жизни Акакий Акакиевич служит переписчиком бумаг в одном из административных учрежденийсмотреть целиком
Образ “Маленького человека” в повести Н. В. Гоголя "Шинель"
Листов: 3Скачано за неделю: 0
Это не правило, но в жизни нередко случается, что жестокие и бессердечные люди, оскорбляющие и унижающие достоинство других, выглядят в конечном счете более слабыми и ничтожными, чем их жертвы. Еще Демокрит в свое время говорил, что “совершающий