Гоголь назвал свою повесть «портрет» . потому ли, что портрет ростовщика сыграл роковую роль в судьбе его героев, художников, судьбы которых сопоставлены в двух частях повести? или потому, что автор хотел дать портрет современного общества и талантливого человека, который гибнет или спасается вопреки враждебным обстоятельствам и унизительным свойствам натуры? или это портрет искусства и души самого писателя, пытающегося уйти от соблазна успеха и благополучия и очистить душу высоким служением искусству? наверное, есть в этой странной повести гоголя и социальный, и нравственный, и эстетический смысл, есть размышление о том, что такое человек, общество, искусство. современность и вечность сплетены здесь так неразрывно, что жизнь столицы 30-х годов х1х века восходит к библейским размышлениям о добре и зле, об их бесконечной борьбе в человеческой душе. художника чарткова поначалу мы встречаем в тот момент его жизни, когда он с юношеской пылкостью любит высоту гения рафаэля, микеланджело, корреджио и презирает ремесленные подделки, заменяющие искусство обывателю. увидев в лавке странный портрет старика с пронзительными глазами, чартков готов отдать за него последний двугривенный. нищета не отнимает у него способности видеть красоту жизни и с увлечением работать над своими . он тянется к свету и не хочет превращать искусство в анатомический театр и обнажать ножом-кистью «отвратительного человека» . он отвергает художников, у которых «самая природа.. кажется низкою, грязною» , так что «нет в ней чего-то озаряющего» . чартков, по признанию его учителя в живописи, талантлив, но нетерпелив и склонен к удовольствиям житейским, суете. но как только деньги, чудом выпавшие из рамы портрета, чарткову возможность вести рассеянную светскую жизнь, наслаждаться благополучием, богатство и слава, а не искусство становятся его кумиром. своим успехом чартков обязан тем, что рисуя портрет светской барышни, который выходил у него скверным, он смог опереться на бескорыстное произведение таланта - рисунок психеи, где слышалась мечта об идеальном существе. но идеал был не живым и, только соединившись со впечатлениями реальной жизни, стал притягателен, а реальная жизнь обрела значительность идеала. однако чартков солгал, придав незначительной девице облик психеи. польстив ради успеха, он изменил чистоте искусства. и талант стал покидать чарткова, изменил ему. «кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою» , - говорит отец сыну во второй части повести. эти слова почти дословно повторяют слова моцарта в пушкинской трагедии: «гений и злодейство - две вещи несовместные» . но для пушкина добро - в природе гениальности. гоголь же пишет повесть о том, что художник, как и все люди, подвержен соблазну зла и губит себя и талант ужаснее и стремительнее, чем люди обычные. талант, не реализованный в подлинном искусстве, талант, расставшийся с добром, становится разрушителен для личности. чартков, ради успеха уступивший истину благообразию, перестает ощущать жизнь в ее многоцветности, изменчивости, трепете. его портреты утешают заказчиков, но не живут, они не раскрывают, а закрывают личность, натуру. и несмотря на славу модного живописца, чартков чувствует, что он не имеет никакого отношения к настоящему искусству. замечательная картина художника, усовершенствовавшегося в италии, вызвала в чарткове потрясение. вероятно, в восхищенном контуре этой картины гоголь дает обобщенный образ знаменитого полотна карла брюллова «последний день помпеи» , прямой отзыв о которой помещен как статья во второй части сборника «арабески» . но потрясение, испытанное чартковым от прекрасной картины не пробуждает его к новой жизни, потому что для этого надо было отказаться от погони за богатством и славой, убить в себе зло. чартков избирает другой путь: он начинает изгонять из мира талантливое искусство, скупать и резать великолепные полотна, убивать добро. и этот путь ведет его к сумасшествию и смерти. что было причиной этих страшных прев
1)карьера воеводы зависит не от его личных качеств, а от самой системы власти.
2) воспринимать сказку можно как в прямом, так и в переносном смысле, поэтому в ней можно выделить две темы: правление топтыгиных; отношения народа и властей.
3)главные герои – медведи топтыгины. роль играет образ льва. каждому медведю посвящена определенная глава сказки. первый топтыгин решил, что власти добиваются путем кровопролития, причем крупного. он правил, руководствуясь этим убеждением. но правил недолго. лев снял его с должности, когда узнал, что топтыгин съел маленькую птичку. тогда лев посчитал, что медведь-воевода непоследователен в своих словах и действиях. второй топтыгин тоже решил начать карьеру со злодеяний. но выставил себя посмешищем. третий топтыгин решил, что не будет совершать злодеяния, так как не имеет на это прав. он решил просто наблюдать из норы и никак не влиять. такая стратегия третьему медведю пробиться в полковники. и он бы шел далее по карьерной лестнице, если бы его не убили мужики.
4)под лицами топтыгиных скрываются люди. эта сказка описывает проблемы и вопросы российского общества конца 19 века, которые волновали салтыкова-щедрина.
1)карьера воеводы зависит не от его личных качеств, а от самой системы власти.
2) воспринимать сказку можно как в прямом, так и в переносном смысле, поэтому в ней можно выделить две темы: правление топтыгиных; отношения народа и властей.
3)главные герои – медведи топтыгины. роль играет образ льва. каждому медведю посвящена определенная глава сказки. первый топтыгин решил, что власти добиваются путем кровопролития, причем крупного. он правил, руководствуясь этим убеждением. но правил недолго. лев снял его с должности, когда узнал, что топтыгин съел маленькую птичку. тогда лев посчитал, что медведь-воевода непоследователен в своих словах и действиях. второй топтыгин тоже решил начать карьеру со злодеяний. но выставил себя посмешищем. третий топтыгин решил, что не будет совершать злодеяния, так как не имеет на это прав. он решил просто наблюдать из норы и никак не влиять. такая стратегия третьему медведю пробиться в полковники. и он бы шел далее по карьерной лестнице, если бы его не убили мужики.
4)под лицами топтыгиных скрываются люди. эта сказка описывает проблемы и вопросы российского общества конца 19 века, которые волновали салтыкова-щедрина.