Автор не отделяет себя взрослого, сегодняшнего от того времени: для него важна правда о себе самом, давнем, ищущем успокоения своей совести. Взрослый человек, Тендряков понимает, что он, будучи десятилетним мальчиком, ничем не смог бы изменить ситуацию с голодающими, но, но, но... — говорит писатель, исповедуясь перед нами почти через сорок лет после пережитого. Автор пытается говорить о ребенке как о человеке сделать выбор между добром и злом с достоинством, не пряча свою совесть. Уже много лет человек ведет спор с самим собой — время ли виновато в том, что человек часто идет против своей совести, или все-таки сам человек виновен в этом? Тендряков дает однозначный ответ на этот вопрос: при всех смягчающих вину обстоятельствах за любой свой поступок отвечает только человек. Только ему дано знать себя, знать, как проявляется в нем совесть. Главное, по Тендрякову, вдумываться в ход времени, вслушиваться в те его сигналы, которые оно, время, подает человеку. Тогда-то и формируется система нравственных ценностей.
Я просила подумать над вопросом: есть у Володи в принятии решении? в совершении нравственного выбора? Для проблемы, обозначенной в теме нашего урока, важно поразмышлять и над следующими вопросами:
С чего начинается внутренняя борьба героя?
Есть ли место для жалости, сомнения в это время жизни героя?
Сравните образы отца Володи и начальника станции. Для них стоит проблема выбора?
Какой нравственный путь проходит Володя, чтобы сделать свой выбор?
Спокойна ли совесть героя?
7e8yrfdf, ПЕРЕВЕДИ И БУДЕТ ПОНЯТНО