"Судьба человека" — это рассказ-поэма о человеке, воине-труженике, который вынес все тяготы военных лет и сумел пронести через неимоверные физические и нравственные страдания чистую, широкую, открытую добру и Свету душу. В "Судьбе человека" описаны необычные, исключительные события, но в основе сюжета лежит реальный случай. Рассказ построен в форме исповеди главного героя. О своем участии в гражданской войне, о том, что смолоду уже был сиротой, о том, что в голодном двадцать втором году "подался на Кубань, ишачить на кулаков, потому и уцелел", он сообщает вскользь, сосредоточиваясь по контрасту на жизни с семьей до Отечественной войны и в основном на самой недавно закончившейся войне. Мы узнаем, что до войны Андрей Соколов был скромным тружеником, строителем, отцом семейства. Он жил обычной жизнью, работал и был по-своему счастлив. Но грянула война, и мирное счастье Соколова, как и миллионов других людей, было разрушено. Война оторвала его от семьи, от дома, от труда, — от всего того, что он любил и ценил в жизни. Андрей Соколов пошел на фронт защищать родину. Тяжел и трагичен был его путь. На его плечи обрушились все тяготы и беды военной поры, и в первый момент он почти растворился в общей массе, стал одним из многих работников на войне, но это временное отступление от человеческого Андрей вспоминает потом с самой острой болью. Война стала для Соколова дорогой бесконечных унижений, испытаний, лагерей. Но характер героя, его мужество раскрываются в духовном единоборстве с фашизмом. Андрей Соколов, шофер, везший снаряды на передовую, попал под обстрел, был контужен и потерял сознание, а когда очнулся, вокруг были немцы. Человеческий подвиг Андрея Соколова по-настоящему предстает не на поле боя и не на трудовом фронте, а в условиях фашистского плена, за колючей проволокой концлагеря. Вдали от фронта Соколов пережил все тяготы войны и бесконечные издевательства. Навсегда останутся в его душе воспоминания о лагере военнопленных Б-14, где тысячи людей за колючей проволокой были отделены от мира, где шла страшная борьба не просто за жизнь, за котелок баланды, а за право остаться человеком. Лагерь стал для Андрея и испытанием на человеческое достоинство. Там ему пришлось впервые убить человека, не немца, а русского, со словами: "Да какой же он свой?" Это событие стало испытанием потерей "своего". Потом была неудачная попытка бегства. Кульминацией рассказа стала сцена в комендантской. Андрей вел себя вызывающе, как человек, которому нечего терять, для которого смерть — высшее благо. Но сила человеческого духа побеждает — Соколов остается жив и выдерживает еще одно испытание: не предав в комендантской честь русского солдата, не теряет достоинства и перед своими товарищами. "Как будем харчи делить?" — спрашивает его сосед по нарам, а у самого голос дрожит. "Веем поровну", — отвечает Андрей. — Дождались рассвета. Хлеб и сало резали суровой ниткой. Досталось каждому хлеба по кусочку со спичечную коробку, каждую крошку брали на учет, ну, а сала... только губы помазать. Однако поделили без обиды". Смерть не раз смотрела ему в глаза, но Соколов каждый раз находил в себе силы и мужество оставаться человеком. Он помнил, как в первую ночь, когда его в числе прочих военнопленных закрыли в полуразрушенной церкви, он вдруг услышал в темноте вопрос: "Раненые есть?" Это был врач. Он вправил Андрею вывихнутое плечо, и боль отступила. А доктор пошел дальше с тем же вопросом. И в плену, в страшных условиях, он продолжал "свое великое дело делать". Значит, даже в плену нужно и можно оставаться человеком. Нравственные связи с человечностью не смогли оборвать никакие жизненные перипетии, Андрей Соколов в любых условиях действует сообразно с "золотым правилом" нравственности — не делай больно другому, остается добрым и отзывчивым к людям (по мысли Шолохова, человек должен сохранять в себе человеческое, несмотря ни на какие испытания).
В центре романа - гениальность ученого, переступившего грань между дозволенным и бесчеловечным. В этом свете «невидимость» стала основным лейтмотивом произведения — ни самого ученого, ни результатов его трудов никто не замечал. Непонятый и отвергнутый обществом Гриффин пытался завоевать успех силой, но ему смогли дать отпор, благодаря несовершенству его положения. Ведь быть невидимым — значит быть одиноким. Так как Грифин не хотел делить ни с кем свое открытие, то в результате остался без поддержки. Впав в ярость, у него не было другого выхода, как погибнуть и унести все новое с собой. Вся проблема Гриффина в его желании получить выгоду от законченного открытия, самостоятельного целиком и полностью. Если говорить просто — Уэллс показал, насколько сильно самоуверенность может сыграть против человека, даже человека умного и могущественного.
В "Судьбе человека" описаны необычные, исключительные события, но в основе сюжета лежит реальный случай. Рассказ построен в форме исповеди главного героя. О своем участии в гражданской войне, о том, что смолоду уже был сиротой, о том, что в голодном двадцать втором году "подался на Кубань, ишачить на кулаков, потому и уцелел", он сообщает вскользь, сосредоточиваясь по контрасту на жизни с семьей до Отечественной войны и в основном на самой недавно закончившейся войне.
Мы узнаем, что до войны Андрей Соколов был скромным тружеником, строителем, отцом семейства. Он жил обычной жизнью, работал и был по-своему счастлив. Но грянула война, и мирное счастье Соколова, как и миллионов других людей, было разрушено. Война оторвала его от семьи, от дома, от труда, — от всего того, что он любил и ценил в жизни.
Андрей Соколов пошел на фронт защищать родину. Тяжел и трагичен был его путь. На его плечи обрушились все тяготы и беды военной поры, и в первый момент он почти растворился в общей массе, стал одним из многих работников на войне, но это временное отступление от человеческого Андрей вспоминает потом с самой острой болью.
Война стала для Соколова дорогой бесконечных унижений, испытаний, лагерей. Но характер героя, его мужество раскрываются в духовном единоборстве с фашизмом. Андрей Соколов, шофер, везший снаряды на передовую, попал под обстрел, был контужен и потерял сознание, а когда очнулся, вокруг были немцы. Человеческий подвиг Андрея Соколова по-настоящему предстает не на поле боя и не на трудовом фронте, а в условиях фашистского плена, за колючей проволокой концлагеря.
Вдали от фронта Соколов пережил все тяготы войны и бесконечные издевательства. Навсегда останутся в его душе воспоминания о лагере военнопленных Б-14, где тысячи людей за колючей проволокой были отделены от мира, где шла страшная борьба не просто за жизнь, за котелок баланды, а за право остаться человеком. Лагерь стал для Андрея и испытанием на человеческое достоинство. Там ему пришлось впервые убить человека, не немца, а русского, со словами: "Да какой же он свой?" Это событие стало испытанием потерей "своего".
Потом была неудачная попытка бегства. Кульминацией рассказа стала сцена в комендантской. Андрей вел себя вызывающе, как человек, которому нечего терять, для которого смерть — высшее благо. Но сила человеческого духа побеждает — Соколов остается жив и выдерживает еще одно испытание: не предав в комендантской честь русского солдата, не теряет достоинства и перед своими товарищами. "Как будем харчи делить?" — спрашивает его сосед по нарам, а у самого голос дрожит. "Веем поровну", — отвечает Андрей. — Дождались рассвета. Хлеб и сало резали суровой ниткой. Досталось каждому хлеба по кусочку со спичечную коробку, каждую крошку брали на учет, ну, а сала... только губы помазать. Однако поделили без обиды".
Смерть не раз смотрела ему в глаза, но Соколов каждый раз находил в себе силы и мужество оставаться человеком. Он помнил, как в первую ночь, когда его в числе прочих военнопленных закрыли в полуразрушенной церкви, он вдруг услышал в темноте вопрос: "Раненые есть?" Это был врач. Он вправил Андрею вывихнутое плечо, и боль отступила. А доктор пошел дальше с тем же вопросом. И в плену, в страшных условиях, он продолжал "свое великое дело делать". Значит, даже в плену нужно и можно оставаться человеком. Нравственные связи с человечностью не смогли оборвать никакие жизненные перипетии, Андрей Соколов в любых условиях действует сообразно с "золотым правилом" нравственности — не делай больно другому, остается добрым и отзывчивым к людям (по мысли Шолохова, человек должен сохранять в себе человеческое, несмотря ни на какие испытания).
В этом свете «невидимость» стала основным лейтмотивом произведения — ни самого ученого, ни результатов его трудов никто не замечал. Непонятый и отвергнутый обществом Гриффин пытался завоевать успех силой, но ему смогли дать отпор, благодаря несовершенству его положения. Ведь быть невидимым — значит быть одиноким. Так как Грифин не хотел делить ни с кем свое открытие, то в результате остался без поддержки. Впав в ярость, у него не было другого выхода, как погибнуть и унести все новое с собой.
Вся проблема Гриффина в его желании получить выгоду от законченного открытия, самостоятельного целиком и полностью. Если говорить просто — Уэллс показал, насколько сильно самоуверенность может сыграть против человека, даже человека умного и могущественного.