Балада Р.Л.Стивенсон "Вересковый мёд" Перечитайте до слов «Лето в стране…» и ответьте на вопросы:
1.Где жили малютки-медовары?
2.Каким показан король в ?
3.Как автор относится к пиктам? Как он их называет?
4.Докажите, что битва была жестокой.
Перечитайте со слов «Лето в стране…» до «Но вот…» и ответьте на вопросы:
1.Почему некому готовить вересковый мёд?
2.Чем недоволен король?
В фольклорном образе Пугачева легко обнаруживается его историческая основа. В преданиях исторически правдиво зафиксированы основное направление борьбы — против бар-помещиков, дворян-заводчиков, царских чиновников, и социальный смысл ее — за трудовой народ и его интересы. Определяющей чертой образа является тесная связь с народом. Если «вольные люди» в своей одиночной борьбе против эксплуататоров пользуются, главным образом, моральной поддержкой трудового народа, если Ермак (и даже Степан Разин) народных преданий опираются на сравнительно небольшую количественно «вольницу» , «дружину» , то Пугачев в своих действиях опирается на значительно более широкие народные массы, которые не только морально поддерживают его, но и активно действуют сами. Пугачев — предводитель восставшего народа.
допустимо ли ставить свои интересы выше интересов других людей, каковы последствия такого поведения для человека? проблема совести — это одна из проблем, поднятых в тексте современного российского писателя к. акулинина.
в наше время, особенно в больших городах, люди зачастую совсем не считаются с интересами и других, идут по жизни, расталкивая окружающих локтями. автор обращается к, казалось бы, мелкому случаю, произошедшему в обычной районной больнице областного города: никитин долго стоял в очереди к врачу, который почему-то никак не начинал прием, и, устав от мучившей его боли, решил дать взятку медсестре, чтобы пройти на прием к врачу без очереди. однако что-то не позволило герою воспользоваться нечестно полученной привилегией. медсестра дважды вызывает его, чтобы провести в кабинет, но в душе никитина рождается неосознанное сочувствие к более слабым и беззащитным людям: больному ребенку, молодой измученной матери, инвалиду с костылем, которые тоже ждут своей очереди.
автор призывает задуматься над тем, что каждый нормальный человек, ставящий свои интересы выше интересов других людей, неизбежно приходит к конфликту со своей совестью. и не имеет значения, в большом или в малом ты преступаешь нравственный закон, есть ли при этом у тебя какие-либо оправдания.
с позицией автора нельзя не согласиться. эгоистичность и черствость становятся нормой современного человека. часто в погоне за сиюминутным выигрышем мы не выбираем средств, не щадим слабых, стремимся обогнать всех хотя бы на полкорпуса. но почему же тогда, добившись своего маленького успеха такой ценой, мы не чувствуем радости победы? нам не дает покоя совесть.
многие писатели обращались к проблеме испытания человека совестью. так, у главного героя романа ф.м. достоевского «преступление и наказание», родиона раскольникова, была теория, согласно которой интересы некоторых людей («право имеющих») были выше интересов всех остальных. раскольников решает проверить, сможет ли он для доказательства правильности своей теории переступить через человеческую жизнь. и приводит свой замысел в действие, убивая старуху-процентщицу. однако герой не смог вынести тяжести совершенного преступления: его замучила совесть, которая оказалась строже любого судьи.
герой поэмы н.а.некрасова «кому на руси жить хорошо», деревенский староста ермил гирин, воспользовался своим положением, для того чтобы освободить от рекрутской повинности своего брата, и записал вместо него в рекруты другого жителя своей деревни. после этого ермил раскаивался, хотел отказаться от должности и даже пытался покончить жизнь самоубийством – настолько жестокими для него оказались угрызения совести за совершённый проступок.
конкуренция как двигатель развития современного общества все чаще заставляет нас оправдывать наше неуважение к окружающим необходимостью быть максимально эффективными, всюду успевать, добиваться своей цели любой ценой. но когда ум с сердцем не в ладу, если живешь не по совести: без уважения к окружающим, не сочувствуя чужому горю и нужде, ты обречен на одиночество и нравственные муки.