"Бесы" 1. Какие строки и сколько раз повторяются в стихотворении? С какой целью?
(Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна)
2. Какие однокоренные слова, встретившиеся в стихотворении, усиливают ощущение кружения? « Да кружит по сторонам» « Сил нам нет кружиться доле» « Закружились бесы разны»
3. Какие эпитеты использует поэт для передачи чувства тревоги, страха? («Снег летучий», «средь неведомых равнин», «одичалого коня», «визгом жалобным»).
4. Какие еще автор использует стилистические тропы? Олицетворение «вьюга злится, вьюга плачет». Сравнение «Закружились бесы разны, Будто листья в ноябре».
5. Определите размер этого стихотворения, характер рифмовки, вид рифм.
"Я помню чудное мгновенье"
1. Из скольки частей композиционно состоит стихотворение? (три; шесть; пять)
2. Стихотворение относится к жанру (сатира; любовное послание; лирическое стихотворение)
3. “Небесные черты”, “безнадёжная грусть”, “чудное мгновенье” относятся к такому средству выразительности, как (метафора; эпитет; олицетворение).
4. Стихотворный размер произведения (хорей; амфибрахий; ямб)
Валентин Распутин – классик наших дней. Каждый его герой живет рядом с нами. Таких людей мы встречаем в повседневной жизни, и многие из них оставляют весомый след на нашем жизненном пути.
Его рассказ «Уроки французского» является автобиографичным. Писатель делится с читателями историей об ангарском мальчике. В тяжелое послевоенное время мать отправляет его учиться в школу, которая находится в районном центре. Мама периодически посылает ему хлеб и картошку, но кто-то из родственников ворует его еду. Из-за голода и необходимости в молоке, мальчик решает играть на деньги, чтобы хоть как-то пропитаться. Единственный человек, которого интересует жизнь героя – школьная учительница.
Лидия Михайловна – главная героиня рассказа. Она молодая учительница, которая преподает французский и очень любит детей. Ученики чувствуют уважение в свой адрес и отвечают ей тем же. Рассказчик обращает внимание читателя на лицо Лидии Михайловны: оно доброе и в нем совершенно нет жестокости, как у других учителей. Будучи классным руководителем, она больше других учителей интересовалась судьбами детей.
Отношения главного героя к преподавателю французского неоднозначно. Лидия Михайловна спокойная, хорошо одетая, красивая и внимательная. Глядя в ее глаза, мальчик не может врать и рассказывает все как есть. Ему тяжело жить без еды, но он не может и принять В этой ситуации очень четко проявляется характер учительницы. Мы видим ее настойчивость, изобретательность и терпеливость. Она ищет подходящий повод для того, чтобы ребенку, который голодает. Лидия Михайловна приглашает его в гости, чтобы накормить, но герой не ест. Затем, когда она узнает, что он играет на деньги, то предлагает ему сыграть с ней.
Учительница поддавалась ученику. Однако вскоре он это заметил, и она сменила тактику. Мальчик начинает доверять ей, ведь Лидия Михайловна – простой человек, который умеет жульничать, спорить и весело проводить время. Как раз директор застал их на игре и потребовал объясниться. Теперь Лидии Михайловне нужно либо рассказать все о мальчике или промолчать об истинном мотиве и сохранить доверие ребенка. Учительница выбирает второе, и читатель понимает, насколько сильна эта женщина и какие высокие у нее жизненные принципы. Лидия Михайловна понимает, что, будучи уволенной за азартные игры, ее ждут большие проблемы, но все же она не отступает.
Учительница героя – удивительная женщина, которой не чуждо сострадание и добросердечность. Ее образ вряд ли оставит хоть кого-то равнодушным.