Устаревшие слова можно разделить на две группы: 1) историзмы; 2) архаизмы.
Историзмы (от греч. historia — рассказ о событиях) — это слова, обозначающие названия таких предметов и явлений, которые перестали существовать в результате развития общества. Например:
Теперь являлись челобитчики к царю с жалобами на воевод, обвиняли их, что они раздают и отнимают поместья без сыску; жаловались стольники, дворяне и дети боярские, что воеводы отнимают у них дворцовые сёла, которые до того времени были за ними. Явились к царю с челобитными казаки и стрельцы, и просили денежного и хлебного жалованья, трогательно писали, что им есть нечего, что мерзнут без одежды, умирают без от ран (Н. Костомаров) . Выделенные слова являются историзмами. Они не имеют синонимов в современном русском языке. Объяснить их значение можно, только прибегнув к энциклопедическому описанию. Именно так они и подаются в толковых словарях:
Челобитье, -я, ср. 1. В древней Руси: поклон до земли с прикосновением лбом к земле. 2. В древней Руси: письменная
Челобитчик, -а, м. В древней Руси: тот, кто подавал челобитную. Челобитная, -ой, ж. В древней Руси: челобитье (во 2 значении) , Стольник, -а, м. В древней Руси: придворный, степенью ниже боярина первоначально придворный, прислуживавший за княжеским или Царским столом) .
Стрелец - Московской Руси XVI—XVII вв. : военнослужащий особого постоянного войска.
Стали историзмами многие слова, называющие предметы ушедшего быта, старой культуры, вещи и явления, связанные с экономикой старыми общественно-политическими отношениями. Так, много историзмов среди слов, связанных с военной тематикой: кольчуга, пищаль, забрало, редут. Многие устаревшие слова называют бытовые и хозяйственные предметы, предметы одежды: ендова, севалка, просак, светец, армяк, камзол.
Историзмами являются многие слова, обозначающие звания, сословия, должности, профессии старой России: царь, боярин, конюший, лакей, стольник, земство, крепостной, помещик, урядник, офеня, коновал, лудильщик, пильщик, фонарщик, бурлак; явления патриархального быта: барщина, оброк, отруба, закуп; виды производственной деятельности: мануфактура, конка; виды исчезнувших технологий: лужение, медоварение.
Стали историзмами и слова, возникшие в советскую эпоху: будённовец, продотряд, комбед, ликбез, лишенец, нэп, нэпман, продразвёрстка, махновец.
Историзмы употребляются в тех текстах, в которых речь идёт о предметах и явлениях Это может быть как учебная литература, так и художественное произведение. Историзмы автору создать речевой колорит описываемой эпохи.
Архаизмы (от греч. archaios — древний) — это слова, вышедшие из употребления вследствие замены их новыми, например: ланиты — щёки, чресла — поясница, десница — правая рука, туга — печаль, вирши — стихи, рамена — плечи. Все они имеют синонимы в современном русском языке.
Архаизмы могут отличаться от современного слова-синонима разными чертами: иным лексическим значением (гость — купец, живот — жизнь) , иным грамматическим оформлением (исполнити — исполнить, на бале — на балу) , иным морфемным составом (дружество — дружба, рыбарь — рыбак) , иными фонетическими особенностями (гишпанский — испанский, зерцало — зеркало) . Некоторые слова устаревают целиком, но имеют современные синонимы: дабы — чтобы, пагуба — гибель, вред, уповать — надеяться и твёрдо верить. Для уточнения значения таких слов при работе с текстом художественного произведения необходимо пользоваться толковым словарём или словарём устаревших слов. Это избежать ошибок в толковании текста.
Архаизмы и историзмы употребляются в художественной литературе для воссоздания исторической обстановки в стране, передачи национально-культурных традиций русского народа.
Ярко звучит проблема искренней любви. В произведении показано то, какой должна быть любовь: чистой и жертвенной. Тот, кто по-настоящему любит человека, пожертвует ради него всем, что у него есть, найдет время и силы, что ему и поддержать. Верочка всю свою жизнь посвятила мужу, стремясь к тому, чтобы он был счастлив. Автор показывает, что Верочка Николаю Евграфовичу не только тогда, когда он оказывается в трудной ситуации, связанной со спором с профессором, но и в остальные дни их совместной жизни. Именно на принципах взаимо взаимоподдержки и взаимопонимании строится здоровая, счастливая и любящая семья. А.И. Куприн поднимает проблему брака и проблему семьи, показывая, что отношения Веры и Коленьки строятся на искренних чувствах, в них отсутствуют корысть и эгоизм.
В рассказе поднимается проблема счастья. Автор благодаря своему сюжету задает читателям вопрос: «Кто является поистине счастливым человеком?». Раскрывая образы Николая Евграфовича и Веры Алмазовых, А.И. Куприн приводит читателей к выводу о том, что счастье заключается в обретении любимого и любящего человека, в обретении семьи. Счастлив тот, кто получает поддержку, заботу, ласку и причем не только в трудных жизненных ситуациях, а на протяжении всей жизни. В рассказе выражается мысль о том, что человеческое счастье заключается не в материальном богатстве или положении в обществе, не во власти или признании обществом, а в искренней любви и семье.
В произведении поднимается не только проблема счастья, но и проблема женского счастья. Для Верочки было важно, чтобы муж жил в комфорте, поэтому она часто чем-то жертвовала, чтобы Николай Евграфович был счастлив. А.И. Куприн показывает, что для женщины счастье заключается в счастье близкого человека и в счастье семьи. Верочка выполняет довольно важные решения, берет на себя ответственность за существование семьи, однако для нее это не обязанность и не наказание, а радость и настоящее счастье.
Ярко звучит в рассказе и проблема жизненных испытаний. А.И. Куприн показывает, что если человек оказывается в трудной ситуации, он не должен опускать руки и падать духом, ведь так проблему решить невозможно. Нельзя терять надежду и думать о возможных неприятностях, нужно спокойно и трезво смотреть на ситуацию и искать выход из нее, нужно верить в собственные силы. Верочка не подавалась панике, а начала думать о том, что можно сделать, чтобы своему мужу, и благодаря идее и стараниям Веры Алмазовы пришли к благоприятному результату.
Показывая, что Алмазовым удалось разрешить ситуацию только вместе, А.И. Куприн выражает мысль о том, что имеет важное значение для человека. В одиночку справиться с трудностями тяжело. Только единение и командная работа обретению успеха.
Таким образом, в рассказе «Куст сирени» поднимаются проблемы любви счастья, жизненных испытаний, единства.
Историзмы (от греч. historia — рассказ о событиях) — это слова, обозначающие названия таких предметов и явлений, которые перестали существовать в результате развития общества. Например:
Теперь являлись челобитчики к царю с жалобами на воевод, обвиняли их, что они раздают и отнимают поместья без сыску; жаловались стольники, дворяне и дети боярские, что воеводы отнимают у них дворцовые сёла, которые до того времени были за ними. Явились к царю с челобитными казаки и стрельцы, и просили денежного и хлебного жалованья, трогательно писали, что им есть нечего, что мерзнут без одежды, умирают без от ран (Н. Костомаров) .
Выделенные слова являются историзмами. Они не имеют синонимов в современном русском языке. Объяснить их значение можно, только прибегнув к энциклопедическому описанию. Именно так они и подаются в толковых словарях:
Челобитье, -я, ср. 1. В древней Руси: поклон до земли с прикосновением лбом к земле. 2. В древней Руси: письменная
Челобитчик, -а, м. В древней Руси: тот, кто подавал челобитную. Челобитная, -ой, ж. В древней Руси: челобитье (во 2 значении) , Стольник, -а, м. В древней Руси: придворный, степенью ниже боярина первоначально придворный, прислуживавший за княжеским или Царским столом) .
Стрелец - Московской Руси XVI—XVII вв. : военнослужащий особого постоянного войска.
Стали историзмами многие слова, называющие предметы ушедшего быта, старой культуры, вещи и явления, связанные с экономикой старыми общественно-политическими отношениями. Так, много историзмов среди слов, связанных с военной тематикой: кольчуга, пищаль, забрало, редут. Многие устаревшие слова называют бытовые и хозяйственные предметы, предметы одежды: ендова, севалка, просак, светец, армяк, камзол.
Историзмами являются многие слова, обозначающие звания, сословия, должности, профессии старой России: царь, боярин, конюший, лакей, стольник, земство, крепостной, помещик, урядник, офеня, коновал, лудильщик, пильщик, фонарщик, бурлак; явления патриархального быта: барщина, оброк, отруба, закуп; виды производственной деятельности: мануфактура, конка; виды исчезнувших технологий: лужение, медоварение.
Стали историзмами и слова, возникшие в советскую эпоху: будённовец, продотряд, комбед, ликбез, лишенец, нэп, нэпман, продразвёрстка, махновец.
Историзмы употребляются в тех текстах, в которых речь идёт о предметах и явлениях Это может быть как учебная литература, так и художественное произведение. Историзмы автору создать речевой колорит описываемой эпохи.
Архаизмы (от греч. archaios — древний) — это слова, вышедшие из употребления вследствие замены их новыми, например: ланиты — щёки, чресла — поясница, десница — правая рука, туга — печаль, вирши — стихи, рамена — плечи. Все они имеют синонимы в современном русском языке.
Архаизмы могут отличаться от современного слова-синонима разными чертами: иным лексическим значением (гость — купец, живот — жизнь) , иным грамматическим оформлением (исполнити — исполнить, на бале — на балу) , иным морфемным составом (дружество — дружба, рыбарь — рыбак) , иными фонетическими особенностями (гишпанский — испанский, зерцало — зеркало) . Некоторые слова устаревают целиком, но имеют современные синонимы: дабы — чтобы, пагуба — гибель, вред, уповать — надеяться и твёрдо верить. Для уточнения значения таких слов при работе с текстом художественного произведения необходимо пользоваться толковым словарём или словарём устаревших слов. Это избежать ошибок в толковании текста.
Архаизмы и историзмы употребляются в художественной литературе для воссоздания исторической обстановки в стране, передачи национально-культурных традиций русского народа.
Ярко звучит проблема искренней любви. В произведении показано то, какой должна быть любовь: чистой и жертвенной. Тот, кто по-настоящему любит человека, пожертвует ради него всем, что у него есть, найдет время и силы, что ему и поддержать. Верочка всю свою жизнь посвятила мужу, стремясь к тому, чтобы он был счастлив. Автор показывает, что Верочка Николаю Евграфовичу не только тогда, когда он оказывается в трудной ситуации, связанной со спором с профессором, но и в остальные дни их совместной жизни. Именно на принципах взаимо взаимоподдержки и взаимопонимании строится здоровая, счастливая и любящая семья. А.И. Куприн поднимает проблему брака и проблему семьи, показывая, что отношения Веры и Коленьки строятся на искренних чувствах, в них отсутствуют корысть и эгоизм.
В рассказе поднимается проблема счастья. Автор благодаря своему сюжету задает читателям вопрос: «Кто является поистине счастливым человеком?». Раскрывая образы Николая Евграфовича и Веры Алмазовых, А.И. Куприн приводит читателей к выводу о том, что счастье заключается в обретении любимого и любящего человека, в обретении семьи. Счастлив тот, кто получает поддержку, заботу, ласку и причем не только в трудных жизненных ситуациях, а на протяжении всей жизни. В рассказе выражается мысль о том, что человеческое счастье заключается не в материальном богатстве или положении в обществе, не во власти или признании обществом, а в искренней любви и семье.
В произведении поднимается не только проблема счастья, но и проблема женского счастья. Для Верочки было важно, чтобы муж жил в комфорте, поэтому она часто чем-то жертвовала, чтобы Николай Евграфович был счастлив. А.И. Куприн показывает, что для женщины счастье заключается в счастье близкого человека и в счастье семьи. Верочка выполняет довольно важные решения, берет на себя ответственность за существование семьи, однако для нее это не обязанность и не наказание, а радость и настоящее счастье.
Ярко звучит в рассказе и проблема жизненных испытаний. А.И. Куприн показывает, что если человек оказывается в трудной ситуации, он не должен опускать руки и падать духом, ведь так проблему решить невозможно. Нельзя терять надежду и думать о возможных неприятностях, нужно спокойно и трезво смотреть на ситуацию и искать выход из нее, нужно верить в собственные силы. Верочка не подавалась панике, а начала думать о том, что можно сделать, чтобы своему мужу, и благодаря идее и стараниям Веры Алмазовы пришли к благоприятному результату.
Показывая, что Алмазовым удалось разрешить ситуацию только вместе, А.И. Куприн выражает мысль о том, что имеет важное значение для человека. В одиночку справиться с трудностями тяжело. Только единение и командная работа обретению успеха.
Таким образом, в рассказе «Куст сирени» поднимаются проблемы любви счастья, жизненных испытаний, единства.