Без враньё буду благодарен Герой Романа Дети Арбата
1. Прочитайте 3-ю главу первой части романа. С какими героями вы познакомились?
2. Какова жизненная позиция и отношение к другим людям Юрия Шарока?
3. Что вы узнали о и о человеческих качествах Лены Будягиной?
4. Что можно сказать о главном герое Саше Панкратове еще до его появления – по отзывам о нем других персонажей?
без враньё
текст:
Герои романа «Дети Арбата»
В центре романа «Дети Арбата» находятся молодые герои – Саша Панкратов, его бывшие одноклассники Лена Будягина, Юра Шарок, Вадим Марасевич, Нина Иванова, ее сестра Варя. Школа осталась позади, молодые люди выбирают свою жизненную дорогу. Подобных сюжетов в мировой литературе достаточно много. Особенность романа А.Рыбакова в том, что его герои живут в страшную эпоху – в 30-е годы ХХ века.
Судьба главного героя романа Саши Панкратова особенно дорога автору, потому что факты биографии центрального персонажа перекликаются с обстоятельствами жизни Рыбакова. Поэтому читателю становится понятно, почему судьба обычного молодого человека осмысливается как аргумент в политическом и историческом споре. Оказывается, не только эгоистичный карьерист Юрий Шарок является антагонистом главного героя. Сам глава государства – Сталин, – появившийся на страницах романа, выступает как полная противоположность искреннего и нравственно чистого героя.
Через много лет после описанных в романе событий, уже отягощенный знанием истории, писатель пытается воскресить мальчиков и девочек 1934 г., чтобы ответить на мучающие его вопросы. Героям Рыбакова по 20 лет с небольшим, значит, они принадлежат к первому поколению людей, которое сформировалось уже при советской власти. Они созданы новой, социалистической реальностью. И хотя они происходят из разных социальных слоев, эта группа ребят производит впечатление единого братства.
Постепенно становится понятна человеческая ценность каждого из них. В романе перед нами проходят картины мужества, верности и предательства; несгибаемой прямоты одних и конформизма других. Герои совершают непоправимые ошибки и мучительно ищут выход из тяжелейших жизненных ситуаций. Рыбаков исследует психологический эксперимент мировой значимости: попытку создать нового человека, создать из «ничего», из новой идеи, из идеи как таковой, утвердить его на новой земле, где все старое разрушено до основания.
А.Рыбаков в «Детях Арбата» дает нам подумать не над отдельными конкретными вопросами, а над одним глобальным, духовно-практическим, нравственным вопросом: что делать человеку и что делается с человеком в «строгие времена»?
Автор отвечает на этот вопрос с особой повествовательной формы. Роль лидера повествования здесь словно бы переходит из рук в руки. От Саши Панкратова к Варе Ивановой, от Юрия Шарока к Вадиму Марасевичу и т.д. Происходит сопоставление версий, аргументов, голосов. Так возникает эпическая панорама событий.
И все же рыбаковский Саша Панкратов – точка пересечения, своеобразный узел сюжетных связей. Именно он вводит нас в круг своих ровесников, и от него же тянутся лучи к людям старшего поколения – ветеранам партии, командирам индустрии или к загнанным в Сибирь меньшевикам, эсерам. При этом писатель создает не монолог, не исповедь молодого человека, а портрет времени. Масштабный, сопрягающий индивидуальное и общее, вбирающий в себя и непосредственный душевный опыт героя.
Да, Саша не мыслит себя вне партии, вне революции. Комсорг школы, потом, в институте, – комсорг курса, человек с ярко выраженным социальным темпераментом. Он потому и потрясен арестом, что застигнут врасплох, обескуражен, выбит из колеи. Бутырская тюрьма – это нелепость, наваждение, абсурд. Его место не здесь, в заточении, а там, где друзья, единомышленники. Они не могли и подумать, что линия партии «неправильная», что там «наверху» могут ошибаться.
И Саша Панкратов в ссылке мечтал об Испании. Как только его освободят, «он тут же запишется в добровольцы, пусть его пошлют в Испанию, где коммунисты сражаются с фашистами, где коммунистический Пятый полк отстоял Мадрид».
По страницам повествования словно бы разлита ностальгия по этой вере в будущее.
Наибольшей удачей в романе многие историки и критики считали образ Сталина. Действительно, Сталин в романе изображен по-новому, как «внутренний человек». Он лишь вскользь показан в действии, в общении с людьми. Главная точка притяжения для писателя – это его мысль, самоанализ, раздумья, касающиеся многих сторон жизни, мотивы поведения; отсюда ощущение целостности образа. Впервые писатель через мысль «вождя народов» попытался понять мотивы поступков человека, который обрекал на страдания и смерть миллионы людей.
С высоты нового исторического этапа, когда общество из всевозможных публикаций знает о Сталине и его времени достаточно много, роман Рыбакова воспринимается уже не как явление уникальное, а как произведение, которое впервые затронуло важнейшие вопросы современной истории, а теперь заняло достойное место в литературном процессе конца века.
В центре романа «Дети Арбата» находятся молодые герои – Саша Панкратов, его бывшие одноклассники Лена Будягина, Юра Шарок, Вадим Марасевич, Нина Иванова, ее сестра Варя. Школа осталась позади, молодые люди выбирают свою жизненную дорогу. Подобных сюжетов в мировой литературе достаточно много. Особенность романа А.Рыбакова в том, что его герои живут в страшную эпоху – в 30-е годы ХХ века.
Судьба главного героя романа Саши Панкратова особенно дорога автору, потому что факты биографии центрального персонажа перекликаются с обстоятельствами жизни Рыбакова. Поэтому читателю становится понятно, почему судьба обычного молодого человека осмысливается как аргумент в политическом и историческом споре. Оказывается, не только эгоистичный карьерист Юрий Шарок является антагонистом главного героя. Сам глава государства – Сталин, – появившийся на страницах романа, выступает как полная противоположность искреннего и нравственно чистого героя.
Через много лет после описанных в романе событий, уже отягощенный знанием истории, писатель пытается воскресить мальчиков и девочек 1934 г., чтобы ответить на мучающие его вопросы. Героям Рыбакова по 20 лет с небольшим, значит, они принадлежат к первому поколению людей, которое сформировалось уже при советской власти. Они созданы новой, социалистической реальностью. И хотя они происходят из разных социальных слоев, эта группа ребят производит впечатление единого братства.
Постепенно становится понятна человеческая ценность каждого из них. В романе перед нами проходят картины мужества, верности и предательства; несгибаемой прямоты одних и конформизма других. Герои совершают непоправимые ошибки и мучительно ищут выход из тяжелейших жизненных ситуаций. Рыбаков исследует психологический эксперимент мировой значимости: попытку создать нового человека, создать из «ничего», из новой идеи,
Объяснение: