Билет №1 1 Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина и М.Ю.Лермонтова.
2.Творчество Н.В.Гоголя. «Петербургские повести» Н.В. Гоголя.
Билет №2
1. Пьеса «Гроза» А.Н.Островского. (тема, история создания, характеристика героев).
2. Что такое «обломовщина»? Роман «Обломов» И.А.Гончарова (герои, проблемы).
Билет №3
1. . Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» (тема, система образов)
2. Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (система образов, структура поэмы, народные мотивы в поэме).
Билет №4
1. Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» (история создания, система образов).
2. История создания и система образов романа Л.Н.Толстого. «Война и мир».
Билет №5
1. Теория Раскольникова и ее крах. (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
2. Тема любви в творчестве И.А.Бунина (цикл рассказов «Темные аллеи»).
Билет №6
1. Комедия А.П.Чехова. «Вишневый сад» (система образов, проблематика пьесы).
2. Творчество А.М.Горького. Мир «босяков» в пьесе «На дне»
Билет №7
1. Творчество М.А.Булгакова. Повесть «Собачье сердце»(система образов, особенности построения сюжета).
2. Жизненный и творческий путь С.А.Есенина (основные темы творчества на примере стихотворений).
Билет №8
1. Творчество М.А.Шолохова. Роман – эпопея «Тихий Дон» (тема, система образов, история создания)
2. Творчество А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»).
Билет №9
1. Тема Родины в лирике А.А.Блока (на примере стихотворений)
2. Творчество А.В.Вампилова .Нравственная проблематика пьес А.В.Вампилова (пьеса «Старший сын»)
Билет №10
1. Литература ВОВ и первых послевоенных лет .Б.Васильев «А зори здесь тихие»
2. Русское литературное зарубежье1920-1990 годов. Творчество В.Набокова . Роман «Машенька» (история создания, система образов).
ответы на все вопросы
Как писал Геродот, Эзоп был рабом, который получил свободу. Изобличая пороки своих господ, он не мог прямо называть их в баснях, поэтому наделял их чертами животных. Обладая образным мышлением, острым глазом и не менее острым языком, Эзоп создал художественный мир, в котором волки рассуждают, лисы подводят под свои неудачи философские объяснения, а муравьи озвучивают мораль. За авторством Эзопа сохранился сборник из 426 басен в прозе, который изучали в античных школах, а сюжеты его актуальных во все времена историй пересказывали многие баснописцы поздних эпох. Например, Жан де Лафонтен и Иван Крылов.
«Голодная Лиса пробралась в сад и на высокой ветке увидела сочную гроздь винограда.
«Этого-то мне и надобно!» — воскликнула она, разбежалась и прыгнула один раз, другой, третий... но всё бесполезно — до винограда никак не добраться.
«Ах, так я и знала, зелен он ещё!» — фыркнула Лиса себе в оправдание и заспешила прочь».
Эзоп, «Лиса и виноград»
Лис-гасконец, а быть может, лис-нормандец
(Разное говорят),
Умирая с голоду, вдруг увидел над беседкой
Виноград, такой зримо зрелый,
В румяной кожице!
Наш любезник был бы рад им полакомиться,
Да не мог до него дотянуться
И сказал: «Он зелен —
Пусть им кормится всякий сброд!»
Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать?
Жан де Лафонтен, «Лисица и виноград»
Голодная кума Лиса залезла в сад;
В нем винограду кисти рделись.
У кумушки глаза и зубы разгорелись;
А кисти сочные, как яхонты, горят;
Лишь то беда, висят они высоко:
Отколь и как она к ним ни зайдет,
Хоть видит око,
Да зуб неймет.
Пробившись попусту час целой,
Пошла и говорит с досадою: «Ну, что́ ж!
На взгляд-то он хорош,
Да зелен — ягодки нет зрелой:
Тотчас оскомину набьешь».
Иван Крылов, «Лисица и виноград»Жан де Лафонтен выделил новый литературный жанр — басню, — чью фабулу он позаимствовал у античных авторов, в том числе у Эзопа. В 1668 году он выпустил «Басни Эзопа, переложенные в стихах г-ном де Лафонтеном». В баснях Лафонтена не было возвышенной морали: остроумные истории утверждали необходимость мудрого и невозмутимого отношения к жизни. Любимец придворных, попавший в немилость к Людовику ХIV, он писал басни в угоду покровительнице, герцогине Буйонской, и называл свои труды «пространной стоактной комедией, поставленной на мировой сцене».
Нес муравей сушить за свой порог зерна,
Которые он на зиму запас с лета.
Голодная цикада подошла близко
И попросила, чтоб не умереть, корму.
«Но чем же занималась ты, скажи, летом?»
«Я, не ленясь, все лето напролет пела».
Расхохотался муравей и хлеб спрятал:
«Ты летом пела, так зимой пляши в стужу».
(Заботиться важнее о своей пользе,
Чем негой и пирами услаждать душу.)
Эзоп, «Муравей и цикада»
Цикада летом пела,
Но лето пролетело.
Подул Борей — бедняжке
Пришлось тут очень тяжко.
Осталась без кусочка:
Ни мух, ни червячочка.
Пошла она с нуждою к соседушке своей.
Соседку, кстати, звали мамаша Муравей.
И жалобно Цикада просила одолжить
Хоть чуточку съестного, хоть крошку, чтоб дожить
До солнечных и теплых деньков, когда она,
Конечно же, заплатит соседушке сполна.
До августа, божилась, вернет проценты ей.
Но в долг давать не любит мамаша Муравей.
И этот недостаток, нередкий у людей,
Был не один у милой мамаши Муравей.
Просительнице бедной устроили допрос:
— Что ж делала ты летом? ответь-ка на вопрос.
— Я пела днем и ночью и не хотела спать.
— Ты пела? Очень мило. Теперь учись плясать.
Жан де Лафонтен, «Цикада и муравьиха»
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом.
Всё с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не поет:
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
«Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!» —
«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?»
Говорит ей Муравей.
«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило». —
«А, так ты...» — «Я без души
Лето целое всё пела». —
«Ты всё пела? это дело:
Так поди же, попляши!
Иван Крылов, «Стрекоза и муравей» и т.д
Правда, татары больше не делали на Русь другого нашествия, подобного первому, тем не менее, они не давали забывать себя, и во время своих продолжавшихся набегов на Русские земли, творили не меньше злодейств. При их приближении русские люди либо в ужасе разбегались, либо поручали себя воле Божьей, готовясь ко всему.
В редких случаях они вступали с татарами в борьбу. Сначала это были ничтожные усилия сопротивления врагу, но чем дальше отходило вглубь воспоминание о первом татарском нашествии, тем больше крепло сопротивление. Царство Золотой Орды само собой стало ослабевать и распадаться на разные орды, между тем как Русь приходила в себя и стремилась к объединению.
Сначала объединились Русско-литовские княжества и освободились от татар, а затем и объединилась и северо-восточная часть Русской земли под властью Московского князя. Святой Великий князь Димитрий Донской сокрушил татар на Куликовом поле (1380 г.), а через сто лет при великом князе Иоанне III было окончательно свергнуто татарское иго.
Во время этой печальнейшей эпохи в судьбе нашего Отечества, русские люди искали себе прибежища и утешения у великого архиерея Божия, скорого в бедах, святителя Николая. Этот дивный Угодник Божий вместе с покровом, молитвами и предстательством Божьей Матери и святого преподобного Сергия Радонежского и других святых, исконных молитвенников за Русскую землю, содействовали воскресению Руси от этого рабства.