Повесть о житии Александра НевскогоXIII в.Краткое содержание житияЧитается за 4 минуты
Князь Александр был сыном великого князя Ярослава. Его мать звали Феодосией. Ростом Александр был выше других, голос у него был как труба, а лицо — прекрасно. Он был сильным, мудрым и храбрым.
Знатный человек из Западной страны по имени Андреяш специально пришёл посмотреть на князя Александра. Вернувшись к своим, Андреяш говорил, что не встречал человека, подобного Александру.
Услышав об этом, король Римской веры из Полуночной страны захотел завоевать землю Александрову, пришёл к Неве и послал своих послов в Новгород к Александру с извещением, что он, король, берёт его землю в плен.
Александр в церкви Святой Софии, принял благословение от епископа Спиридона и пошёл на врагов с небольшой дружиной. У Александра даже не было времени послать весть к отцу, и многие новгородцы не успели присоединиться к походу.
Старейшине земли Ижорской, носившему имя Пелугий (во святом крещении — Филипп), Александром был поручен морской дозор. Разведав о силе вражеского войска, Пелугий пошёл навстречу Александру, чтобы рассказать обо всём. На рассвете Пелугий увидел плывшую по морю ладью, а на ней — святых мучеников Бориса и Глеба. Они сказали, что собираются своему сроднику Александру.
Встретив Александра, Пелугий поведал ему о видении. Александр велел никому об этом не говорить.
Князь Александр вступил в сражение с латинянами и самого короля ранил копьём. В битве особенно отличились шесть воинов: Таврило Олексич, Сбыслав Якунович, Иаков, Миша, Савва и Ратмир.
Трупы убитых латинян нашли и на другом берегу реки Ижоры, где войско Александра не могло пройти. Их перебил ангел Божий. Оставшиеся враги бежали, а князь возвратился с победой.
На следующий год опять пришли латиняне от Западной страны и построили город на Александровой земле. Александр немедля срыл город, одних врагов казнил, других взял в плен, а третьих помиловал.
На третий год, зимой, Александр сам пошёл на немецкую землю с большим войском. Ведь враги уже взяли город Псков. Александр освободил Псков, но многие немецкие города заключили союз против Александра.
Битва произошла на Чудском озере. Лёд там покрылся кровью. Очевидцы рассказывали о воинстве Божием в воздухе, которое Александру.
Когда князь возвращался с победой, духовенство и жители Пскова торжественно встречали его у стен города.
Литовцы начали разорять волости Александровы, но Александр разбил их войска, и с тех пор они стали его бояться.
В то время в Восточной стране был сильный царь. Он послал послов к Александру и велел князю приехать к нему в Орду. После смерти отца Александр с большим войском пришёл во Владимир. Весть о грозном князе разнеслась по многим землям. Александр, получив благословение от епископа Кирилла, поехал в Орду к царю Батыю. Тот воздал ему почести и отпустил его.
Царь Батый разгневался на Андрея, суздальского князя (младшего брата Александра), и его воевода Невруй разорил Суздальскую землю. После этого великий князь Александр восстановил города и церкви.
К Александру пришли послы от римского папы. Они сказали, что прислал папа Александру двух кардиналов, которые расскажут о законе Божьем. Но Александр ответил, что русские закон знают, а от латинян учение не приемлют.
В то время царь из Восточной страны заставлял христиан ходить вместе с ним в поход. Александр приехал в Орду, чтобы уговорить царя не делать этого. А сына своего Дмитрия послал на Западные страны. Дмитрий взял город Юрьев и возвратился в Новгород.
А князь Александр на обратном пути из Орды заболел. Он принял монашество перед смертью, стал схимником и 14 ноября скончался.
Тело Александра понесли к городу Владимиру. Митрополит, священники и весь народ встретили его в Боголюбове. Были крики и плач.
Положили князя в церкви Рождества Богородицы. Митрополит Кирилл хотел разжать руку Александра, чтобы вложить в неё грамоту. Но умерший сам протянул руку и взял грамоту... Об этом чуде рассказали митрополит и его эконом Себастьян.
Есть древние творения, сохраняющие живую прелесть художественности, которой мы наслаждаемся ныне так же, как и наши далёкие предки.
Каждое поколение открывает для себя в них новое видение и изображение мира – нужное, интересное современности.
Судьба древнерусской повести «Слово о полку Игореве» неповторима. Не много найдётся во всей мировой литературе произведений, которые вызывали бы к себе столь длительный и пристальный интерес.
«Слово о полку Игореве» - это драгоценная жемчужина, добытая из глубин времени. Все лучшие художественные свойства отечественного словесного искусства были заложены в «Слове…» . Можно сказать, что неизвестный Автор, обращавшийся к современникам с призывом проявить единство, совершил гениальную попытку народ от иноземного ига. Эта повесть вместила в себя картины, показывающие пагубность междоусобной борьбы, картины родной природы и живые характеры людей.
«Слово… » вместе с народным эпосом, летописными преданиями и хрониками – литературный памятник державы, раскинувшейся от Балтийского моря до Чёрного, между Западом и Востоком. «Слово…» , несмотря на лаконизм, по охвату жизни, по сообщаемым сведениям не уступает «Евгению Онегину» Александра Сергеевича Пушкина и «Войне и миру» Льва Николаевича Толстого.
Повесть вместила в себя не только весь двенадцатый век, но и всю домонгольскую Русь с её блистательной историей и трагической будущностью, могуществом и слабостью, шумными городами и бескрайними степями, с победными походами дружин и опустошительными набегами кочевников, с оратаями и князьями, дружеским согласием и удельными спорами, с колокольным звоном и пророческим волхованием.
«Слово о полку Игореве» - первое произведение древнерусской литературы, получившее всемирную известность. Сбылось пророчество великого польского поэта Адама Мицкевича, предсказывавшего, что «Слово… » будет всегда чаровать наше воображение: «Уже само по себе то сходство, которое мы находим между поэтическим памятником давно минувших времён и всеми шедеврами современной славянской поэзии, неизменно свидетельствует о вечной неувядаемой красоте этой повести. Все картины нарисованы с натуры, все герои взяты их жизни, и до тех пор, пока неизменными остаются славянская природа и славянский характер, повесть эта по праву будет считаться национальной и благодаря своей правдивости сохранит даже в известной мере свою актуальность» .
Можно не сомневаться в том, что и впредь композиторы, скульпторы, филологи, поэты, прозаики будут обращаться к «Слову… » как к неиссякаемому источнику. Признание «Слова… » носит у нас всенародный характер, являя собой прекрасное и волнующее, вечно живое явление отечественной культуры.
Князь Александр был сыном великого князя Ярослава. Его мать звали Феодосией. Ростом Александр был выше других, голос у него был как труба, а лицо — прекрасно. Он был сильным, мудрым и храбрым.
Знатный человек из Западной страны по имени Андреяш специально пришёл посмотреть на князя Александра. Вернувшись к своим, Андреяш говорил, что не встречал человека, подобного Александру.
Услышав об этом, король Римской веры из Полуночной страны захотел завоевать землю Александрову, пришёл к Неве и послал своих послов в Новгород к Александру с извещением, что он, король, берёт его землю в плен.
Александр в церкви Святой Софии, принял благословение от епископа Спиридона и пошёл на врагов с небольшой дружиной. У Александра даже не было времени послать весть к отцу, и многие новгородцы не успели присоединиться к походу.
Старейшине земли Ижорской, носившему имя Пелугий (во святом крещении — Филипп), Александром был поручен морской дозор. Разведав о силе вражеского войска, Пелугий пошёл навстречу Александру, чтобы рассказать обо всём. На рассвете Пелугий увидел плывшую по морю ладью, а на ней — святых мучеников Бориса и Глеба. Они сказали, что собираются своему сроднику Александру.
Встретив Александра, Пелугий поведал ему о видении. Александр велел никому об этом не говорить.
Князь Александр вступил в сражение с латинянами и самого короля ранил копьём. В битве особенно отличились шесть воинов: Таврило Олексич, Сбыслав Якунович, Иаков, Миша, Савва и Ратмир.
Трупы убитых латинян нашли и на другом берегу реки Ижоры, где войско Александра не могло пройти. Их перебил ангел Божий. Оставшиеся враги бежали, а князь возвратился с победой.
На следующий год опять пришли латиняне от Западной страны и построили город на Александровой земле. Александр немедля срыл город, одних врагов казнил, других взял в плен, а третьих помиловал.
На третий год, зимой, Александр сам пошёл на немецкую землю с большим войском. Ведь враги уже взяли город Псков. Александр освободил Псков, но многие немецкие города заключили союз против Александра.
Битва произошла на Чудском озере. Лёд там покрылся кровью. Очевидцы рассказывали о воинстве Божием в воздухе, которое Александру.
Когда князь возвращался с победой, духовенство и жители Пскова торжественно встречали его у стен города.
Литовцы начали разорять волости Александровы, но Александр разбил их войска, и с тех пор они стали его бояться.
В то время в Восточной стране был сильный царь. Он послал послов к Александру и велел князю приехать к нему в Орду. После смерти отца Александр с большим войском пришёл во Владимир. Весть о грозном князе разнеслась по многим землям. Александр, получив благословение от епископа Кирилла, поехал в Орду к царю Батыю. Тот воздал ему почести и отпустил его.
Царь Батый разгневался на Андрея, суздальского князя (младшего брата Александра), и его воевода Невруй разорил Суздальскую землю. После этого великий князь Александр восстановил города и церкви.
К Александру пришли послы от римского папы. Они сказали, что прислал папа Александру двух кардиналов, которые расскажут о законе Божьем. Но Александр ответил, что русские закон знают, а от латинян учение не приемлют.
В то время царь из Восточной страны заставлял христиан ходить вместе с ним в поход. Александр приехал в Орду, чтобы уговорить царя не делать этого. А сына своего Дмитрия послал на Западные страны. Дмитрий взял город Юрьев и возвратился в Новгород.
А князь Александр на обратном пути из Орды заболел. Он принял монашество перед смертью, стал схимником и 14 ноября скончался.
Тело Александра понесли к городу Владимиру. Митрополит, священники и весь народ встретили его в Боголюбове. Были крики и плач.
Положили князя в церкви Рождества Богородицы. Митрополит Кирилл хотел разжать руку Александра, чтобы вложить в неё грамоту. Но умерший сам протянул руку и взял грамоту... Об этом чуде рассказали митрополит и его эконом Себастьян.
Каждое поколение открывает для себя в них новое видение и изображение мира – нужное, интересное современности.
Судьба древнерусской повести «Слово о полку Игореве» неповторима. Не много найдётся во всей мировой литературе произведений, которые вызывали бы к себе столь длительный и пристальный интерес.
«Слово о полку Игореве» - это драгоценная жемчужина, добытая из глубин времени.
Все лучшие художественные свойства отечественного словесного искусства были заложены в «Слове…» .
Можно сказать, что неизвестный Автор, обращавшийся к современникам с призывом проявить единство, совершил гениальную попытку народ от иноземного ига. Эта повесть вместила в себя картины, показывающие пагубность междоусобной борьбы, картины родной природы и живые характеры людей.
«Слово… » вместе с народным эпосом, летописными преданиями и хрониками – литературный памятник державы, раскинувшейся от Балтийского моря до Чёрного, между Западом и Востоком.
«Слово…» , несмотря на лаконизм, по охвату жизни, по сообщаемым сведениям не уступает «Евгению Онегину» Александра Сергеевича Пушкина и «Войне и миру» Льва Николаевича Толстого.
Повесть вместила в себя не только весь двенадцатый век, но и всю домонгольскую Русь с её блистательной историей и трагической будущностью, могуществом и слабостью, шумными городами и бескрайними степями, с победными походами дружин и опустошительными набегами кочевников, с оратаями и князьями, дружеским согласием и удельными спорами, с колокольным звоном и пророческим волхованием.
«Слово о полку Игореве» - первое произведение древнерусской литературы, получившее всемирную известность.
Сбылось пророчество великого польского поэта Адама Мицкевича, предсказывавшего, что «Слово… » будет всегда чаровать наше воображение: «Уже само по себе то сходство, которое мы находим между поэтическим памятником давно минувших времён и всеми шедеврами современной славянской поэзии, неизменно свидетельствует о вечной неувядаемой красоте этой повести. Все картины нарисованы с натуры, все герои взяты их жизни, и до тех пор, пока неизменными остаются славянская природа и славянский характер, повесть эта по праву будет считаться национальной и благодаря своей правдивости сохранит даже в известной мере свою актуальность» .
Можно не сомневаться в том, что и впредь композиторы, скульпторы, филологи, поэты, прозаики будут обращаться к «Слову… » как к неиссякаемому источнику. Признание «Слова… » носит у нас всенародный характер, являя собой прекрасное и волнующее, вечно живое явление отечественной культуры.