Большой Мороз 1. Автор и название стихотворения.
2. Тема стихотворения (о чем стихотворение?).
Стихотворение посвящено…
Тема стихотворения-…
В стихотворении …( автор , название стихотворения) описывается…
…поэт изображает…
…перед читателем возникает образ…
…переданы размышления
( чувства, переживания и т.п.)…
автор выражает…
…с первых строк…
3. Настроение стихотворения.
В стихотворении… царит …настроение…
…пронизано настроением…
настроение этого стихотворения…
Настроение меняется на протяжении стихотворения…
4. Композиция.
( Как построено стихотворение? На какие части можно его разделить? О чем каждая часть?)
Стихотворение можно разделить на ..части…
Композиционно стихотворение делится на…части, потому что…
5. Какие картины вам представляются?
Строки рисуют…
Мне видится…
6. Какие приемы использует автор?
( метафора, эпитет, олицетворение, лексические повторы, употребление слов определенной части речи и др.)
Для создания настроения автор использует…
С поэт дает нам возможность увидеть…
…создают образ…
представить…
7. Каким мне представляется лирический герой этого стихотворения?
Лирический герой этого стихотворения представляется мне…
8. Какие мысли и чувства автор хотел донести до читателя?( идея стихотворения).
В стихотворении автор выражает мысль о…
Основная мысль стихотворения…
Идея произведения…
9. Личные впечатления от стихотворения.
Читая стихотворение, я восхищался…
…я откликался…
Меня взволновало…
…красота строк…
…остаются в памяти…
Календарные обрядовые
песни русского народа
Пришла коляда накануне Рождества.
Рождество в России всегда праздновали радостно и весело. Накануне украшали дома и улицы. Магазины, лавочки и рынки бурлили: все покупали подарки и угощения к празднику. Рождественский пост заканчивался 6 января. Этот день считался самым голодным. С утра никто ничего не ел, даже за стол не садился. Все готовились к Рождеству: пекли пироги с горохом, картофелем, сочни с ягодами и готовили сочиво – кашу с мёдом, ягодами и плодами. Поэтому день перед Рождеством назвали сочельником или сочевником. Никто не садился за стол до появления первой вечерней звезды в память о звезде, по которой волхвы узнали о рождении Иисуса Христа. В этот день детям рассказывали о рождении Иисуса Христа.
В сочельник и рождественскую ночь люди зажигали свечи и ставили их на окна, на улицах жгли костры, чтобы «согреть новорождённого Иисуса Христа». Маленькие мальчики с бумажными звёздами и фонариками в сопровождении взрослого ходили по городу и стучали в те дома, где на окнах были зажжённые свечи. Они шутили, устраивали представления, плясали, пели рождественские песни, славящие Христа, и после каждой песни говорили хозяевам дома: «С праздником хозяина поздравляем, здравия желаем….». А хозяева обязаны были пригласить певцов в дом, к столу или щедро наградить их рождественскими подарками. Не принять христославов считалось грехом – нарушением Божьих заповедей – для хозяина и для тех, кто славил Христа. Этот обычай назывался колядованием в честь языческого бога пиршеств и мира Коляды, а песни – колядками.
Коляда, коляда!
Пришла коляда
Накануне Рождества.
Мы ходили, мы искали
Коляду святую
По всем по дворам,
По проулочкам…..
А в Сибири, например, был теперь уже забытый обычай ходить с двухъярусным ящиком – вертепом. В нём с разных деревянных фигурок изображались сцены, относящиеся к Рождеству Христову: явление ангелов, поклонение волхвов и т. д. Славильщики Христа иногда ходили с музыкантом, который играл на дудке или скрипке. На Руси этот обычай развился в театрализованные кукольные представления, которые называли «вертепные». Эти представления пользовались необычной популярностью у детей и взрослых.
Проходила самая длинная зимняя ночь – 22 декабря, и колядовщики и ряженые начинали ходить из избы в избу: пели колядки, закликали добрый урожай, удачу во всех делах. Разыгрывали весёлые сценки, плясали, девушки гадали. Позднее этот обряд слился с рождественскими праздниками, и остался обычай встречать Новый
Автор оттождествляет описание тополей с описанием своей жизни он считает что это символ его дома, его родины. Эти тополя как его маяки, его жизненные советчики. Когда они, в детстве, ещё мальчишками, забирались на тополя ему казалось что с тополей виден весь мир. Так у него этот на всю жизнь и осталось.
Лирические места:
До сих пор не могу понять, что заставило меня в тот день решиться на такое дело. То ли я обиделась на подруг за то, что не послушались меня, и потому решила настоять на своем, то ли оттого, что с малых лет моя воля, мои желания были захоронены под окриками и подзатыльниками грубых людей, но мне вдруг захотелось хоть чем-нибудь отблагодарить незнакомого, в сущности, человека за его улыбку, от которой потеплело на сердце, за его небольшое доверие ко мне, за его несколько добрых слов. И я хорошо знаю, я убеждена в этом, что настоящая судьба моя, вся моя жизнь со всеми ее радостями и муками началась именно в тот день, с того самого мешка кизяка. Я говорю так, потому что именно в тот день я первый раз за всю свою жизнь, не задумываясь, не боясь наказания, решила и сделала то, что посчитала нужным. Когда подружки покинули меня, я бегом вернулась к школе Дюйшена, опорожнила мешок под дверью и тут же пустилась со всех ног по лощинам и балкам предгорья собирать кизяк.
Я бежала, не думая куда, словно бы от избытка сил, и сердце мое билось в груди так радостно, словно бы я совершила величайший подвиг. И солнце словно бы знало, отчего я так счастлива. Да, я верю, что оно знало, почему я так легко и вольно бегу. Потому что я сделала маленькое доброе дело.
— Умер Ленин. По всей земле люди стоят сейчас в трауре. И вы стойте на своих местах, замрите. Смотрите вот сюда, на портрет. Пусть запомнится вам этот день.
В нашей школе стало так тихо, будто ее накрыла лавина. И слышно было, как ветер врывается в щели. И слышно было, как снежинки с шорохом падают в солому.
В тот час, когда онемели неумолчные города, когда затихли содрогавшие землю заводы, когда замерли на путях грохочущие поезда, когда весь мир погрузился в траур, — в тот скорбный час и мы, маленькая частица частицы народа, затаив дыхание, торжественно стояли в карауле вместе со своим учителем там, в не ведомом никому промерзшем сарае, именуемом школой, и прощались с Лениным, мысленно считая себя самыми близкими ему людьми, больше всех горюющими о нем. А наш Ленин в своем несколько мешковатом военном френче, с рукой на перевязи все так же смотрел на нас со стены. И все так же говорил нам своим ясным, чистым взглядом: «Если бы вы знали, дети, какое прекрасное будущее ожидает вас!» И чудилось мне в ту тихую минуту, что он и в самом деле думает о моем будущем.
Зима откочевала за перевал. Уже гнала свои синие табуны весна. С оттаявших, набухших равнин потекли в горы теплые потоки воздуха. Они несли с собой весенний дух земли, запах парного молока. Уже осели сугробы, и тронулись льды в горах, и тренькнули ручьи, а потом, схлестываясь в пути, они хлынули бурными, всесокрушающими речками, наполняя шумом размытые овраги.
Может быть, это и была первая весна моей юности. Во всяком случае, она казалась мне краше прежних весен. С бугра, где стояла наша школа, открывался глазам прекрасный мир весны. Земля, словно бы раскинув руки, сбегала с гор и неслась, не в силах остановиться, в мерцающие серебряные дали степи, объятые солнцем и легкой, призрачной дымкой. Где-то за тридевять земель голубели талые озерца, где-то за тридевять земель ржали кони, где-то за тридевять земель пролетали в небе журавли, неся на крыльях белые облака. Откуда летели журавли и куда они звали сердце такими томительными, такими трубными голосами?..
Я открываю настежь окна. В комнату вливается поток свежего воздуха. В яснеющем голубоватом сумраке я всматриваюсь в этюды и наброски начатой мно
Объяснение: