В
Все
М
Математика
О
ОБЖ
У
Українська мова
Д
Другие предметы
Х
Химия
М
Музыка
Н
Немецкий язык
Б
Беларуская мова
Э
Экономика
Ф
Физика
Б
Биология
О
Окружающий мир
Р
Русский язык
У
Українська література
Ф
Французский язык
П
Психология
А
Алгебра
О
Обществознание
М
МХК
В
Видео-ответы
Г
География
П
Право
Г
Геометрия
А
Английский язык
И
Информатика
Қ
Қазақ тiлi
Л
Литература
И
История
qwerty665
qwerty665
01.05.2020 01:09 •  Литература

. «Бой с барсом». Анализ эпизода М. Ю. Лермонтова «Мцыри»

1.Перечитайте строфы 14-19, определите границы эпизода

2.Определите время и место действия, назовите участников события

3.Перед вами план, характеризующий развитие действия. Найдите соответствия в тексте.

- Мцыри видит барса, любуется противником (строфы)

- Барс грызёт кость, не замечая человека (строфы)

- Барс обнаруживает противника и готовится к нападению (строфы)

- Зверь атакует. Мцыри отражает удар и наносит ответный (строфы)

- Новая схватка (строфы)

- Последнее усилие барса (строфы)

- Победа Мцыри (строфы)

Выделите в эпизоде экспозицию (стр.), завязку (стр.), кульминацию (стр.), развязку (стр.).

4.Какие мысли и чувства пробуждает в вас этот эпизод. Подберите существительные или прилагательные, характеризующие эмоциональный фон отрывка, настроение героя (грусть, радость, веселье, тревога, спокойствие, напряжение, азарт, жестокость, доброта, восхищение, презрение, злоба; радостный, счастливый, тревожный, мятежный, беспокойный, озлобленный, азартный и т. д.).

5.Выпишите существительные и глаголы, использованные в описании схватки.

6.В чём особенность выписанных вами существительных? Чем вы можете объяснить обилие глаголов и глагольных форм? Сделайте вывод.

7.Как в тексте характеризуются участники схватки?

Мцыри Барс

Среди выписанных примеров найдите эпитеты, метафоры, сравнения. Сделайте выводы о характерах героев, их отношении друг к другу.

Мог ли Мцыри избежать битвы? Почему он ждёт, когда зверь его заметит? Почему эта схватка столь важна для героя? В чём он хочет убедиться? Сделайте выводы о характере Мцыри.

8.Какие чувства по отношению к своему противнику испытывает Мцыри? Докажите по тексту. Чем привлекает барс героя? Какими качествами наделяет юноша своего противника?

9.Почему именно эти качества вызывают восхищение Мцыри? Сравните свой ответ с третьей строфой поэмы. 10.Сформулируйте основную мысль (идею) поэмы. Как она реализуется в данном эпизоде? Запишите выводы.

11.Какие типы речи сочетаются в данном отрывке. Найдите примеры описания (строки), рассуждения (строки), повествования (строки). Продумайте план будущего сочинение на тему «Анализ эпизода «Бой с барсом», учитывая при этом общий план анализа эпизода.

12.Прочтите в учебной хрестоматии критические материалы о поэме М.Лермонтова. Как критики оценивают характер Мцыри? Чья позиция вам ближе? С кем хотелось бы поспорить?

13.Прочтите возможный вариант вступления к сочинению.

«Романтическая поэма «Мцыри» была создана М. Лермонтовым в 1839 году. Несмотря на трагичность сюжета (главный герой погибает), произведение оптимистично. Наверное, потому, что главный герой любит жизнь и не мыслит её без борьбы.

Вот и в кульминационном эпизоде молодой послушник вступает в решительную схватку с диким зверем — барсом.»

Что на ваш взгляд удачно, что нет в данном отрывке. Напишите собственное вступление.

Показать ответ
Ответ:
СлавноваМаша
СлавноваМаша
21.12.2023 06:08
Добрый день, ученик! Рад принять роль школьного учителя и помочь вам разобраться с анализом эпизода из поэмы М. Лермонтова "Мцыри". Давайте приступим к решению поставленных вопросов.

1. Границы эпизода можно определить по строфам 14-19. Весь отрывок с барсом, начиная с строфы 14 и заканчивая строфой 19, образует данный эпизод.

2. Время и место действия нам не ясно из отрывка, но ученик может предположить, что действие происходит в какой-то дремучей дикой местности, где обитает барс. Участниками события являются Мцыри и барс.

3. Согласно предложенному плану развития действия, мы можем найти соответствия в тексте. Давайте разберемся:
- Мцыри видит барса, любуется противником (это прослеживается в строфах 14-16).
- Барс грызёт кость, не замечая человека (это также указано в строфах 14-16).
- Барс обнаруживает противника и готовится к нападению (это упомянуто в строфах 17-18).
- Зверь атакует. Мцыри отражает удар и наносит ответный (про это говорят строфы 18-19).
- Новая схватка (это отразили строфы 19-21).
- Последнее усилие барса (указано в строфах 20-21).
- Победа Мцыри (говорится в строфе 22).

Таким образом, получаем:
Экспозиция - строфы 14-16
Завязка - строфы 17-18
Кульминация - строфы 18-19
Развязка - строфы 19-22

4. В отрывке вызываются различные эмоции и чувства. В зависимости от понимания и восприятия каждым учеником, существительные и прилагательные, характеризующие эмоциональный фон отрывка, могут быть разнообразными. Ученик может предложить такие слова, как напряжение, тревога, борьба, азарт, напряжение, страсть, дерзость, стойкость, гордость и др. Эти слова могут описывать настроение героя - Мцыри.

5. В отрывке мы можем выделить следующие существительные и глаголы, использованные в описании схватки:
Существительные: барс, противник, удар, битва, схватка, победа.
Глаголы: видеть, любоваться, грызть, обнаружить, готовиться, атаковать, отражать, нанести.

6. Особенностью выписанных существительных является то, что они относятся к событиям боя и являются ключевыми для понимания развития действия. Глагольные формы же обозначают действия персонажей и помогают визуализировать схватку. Обилие глаголов и глагольных форм в данном отрывке объясняется необходимостью передачи динамики и напряженности боя.

7. Участники схватки характеризуются следующим образом:
Мцыри: смелый, бойцовский, умелый, сильный.
Барс: дикий, сильный, непредсказуемый, опасный.

Теперь перейдем к выделению эпитетов, метафор и сравнений, которые помогут нам сделать выводы о характерах героев и их отношении.

- Мцыри видит барса, любуется противником. В этом фрагменте мы видим эпитет "противник", который характеризует отношение Мцыри к барсу. Также можно отметить метафору "любуется", которая может указывать на изумление и восхищение Мцыри.

- Барс грызет кость, не замечая человека. Здесь мы можем проследить эпитет "человек", которым характеризуется Мцыри в глазах барса. Это может указывать на презрение со стороны барса.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что Мцыри и барс находятся в состоянии конфликта, хотя Мцыри испытывает и восхищение к сильному и дикому противнику.

8. Мцыри испытывает разнообразные чувства по отношению к барсу. В тексте мы не можем явно прочитать о конкретных чувствах Мцыри, однако можно предположить о его уважении к барсу, захватывающем диком звере. Примером этому может служить его ожидание, чтобы барс заметил его и напал. Через битву Мцыри хочет убедиться в своих силах и доказать свою стойкость. Таким образом, Мцыри проявляет азарт, решительность и даже некоторую жестокость в отношении своего противника.

9. Мзыри восхищается барсом и его качествами. Он видит в барсе силу, дикость, непоколебимость и страсть к жизни. Это легко прослеживается в третьей строфе поэмы, где приписывается барсу метафорический образ "король долин диких" и "детей породы, с вами взявших клятву о тайной завзятости". Мцыри сравнивает себя и барса, отмечая их общее стремление к свободе и борьбе.

10. Основной мыслью и идеей поэмы "Мцыри" является любовь к жизни и неукротимая сила духа. Эта идея реализуется и в данном эпизоде, где Мцыри показывает свою стойкость и решительность в поединке с барсом. Он готов рисковать, чтобы доказать свою силу и отстаивать свою свободу.

11. В данном отрывке сочетаются различные типы речи, такие как:
- Описание: фрагменты, описывающие внешний вид и действия героев (например, строфы 14-16).
- Рассуждение: монолог Мцыри о барсе и их общих стремлениях (строфа 3).
- Повествование: описание событий, например, процесса схватки (строфы 18-21).

План будущего сочинения на тему "Анализ эпизода 'Бой с барсом'" можно составить, исходя из общего плана анализа эпизода:
1. Введение: краткое описание поэмы "Мцыри" и ее основной идеи.
2. Описание эпизода "Бой с барсом": границы эпизода, время и место действия, участники события.
3. Развитие действия в соответствии с предложенным планом: экспозиция, завязка, кульминация, развязка.
4. Эмоциональный фон отрывка: мысли и чувства, пробуждаемые эпизодом.
5. Описание схватки: использование существительных и глаголов в описании.
6. Особенности существительных и обилие глаголов и глагольных форм.
7. Ха
0,0(0 оценок)
Популярные вопросы: Литература
Полный доступ
Позволит учиться лучше и быстрее. Неограниченный доступ к базе и ответам от экспертов и ai-bota Оформи подписку
logo
Начни делиться знаниями
Вход Регистрация
Что ты хочешь узнать?
Спроси ai-бота