Вдумаемся в реальный и знаменательный факт – почему в поэме нет типичного романтического конфликта избранной личности с обществом, с окружающими людьми? А ведь этот конфликт рождает презрение и ненависть к людям вообще. И это закономерно, ибо основой философии романтического (особенно байроновского) героя является индивидуализм.
Отсюда избранничество, титанизм героя – он сильный, могучий, исполненный огненных, не доступных “толпе” страстей человек.
Ничего этого нет в поэме Лермонтова. Мцыри сознательно и даже демонстративно
лишен автором избранничества, титанизма, у него нет презрения и ненависти к людям – он стремится к своему народу, любит свою родину. И это не случайные отступления от канонов.
Они мотивированы реальной судьбой Мцыри. Этот хилый, болезненный мальчик – пленник. Но в слабом теле таится грозная, и мятежная сила, питаемая свободой. Она и подвигнула на побег, на преодоление трудностей.
Именно эта цель и превращает мальчика в героя, в борении с враждебными силами проявляется богатство его слабой натуры.
Но это иная, не романтическая философия человека. Исторически она была раньше Лермонтова раскрыта
Пушкиным в произведениях 1830-х годов. И не считаться С данным реальным фактом, игнорировать его нельзя.
Отступления от романтических канонов носят программный характер – они порождены новыми убеждениями Лермонтова, характерными именно для 1839 года; отступления и вели к новому стилю поведения и мышления героя.
Романтический герой одинок, одиночество – благо для ” него, для его духа. Одиночество же Мцыри не философского, но материального порядка – он пленник, и потому он ненавидит одиночество-плен, лишившее его свободы, родины, обычаев и обрядов его народа. В романтической поэме обязателен любовный сюжет.
Потому-то он и определял структуру поэм Байрона, Пушкина, их продолжателей и самого Лермонтова – “Исповедь” и “Боярин Орша”, в частности, построены на любовных коллизиях. Обязательность любовной темы обосновывалась все той же романтической философией героя: сильный человек, противостоя ненавистному обществу, практически бездеятелен, он должен был как-то раскрыть свою исключительную натуру, свои страсти, свое избранничество. Любовь, любовный конфликт и служили этой цели. Еще Руссо провозгласил: человек велик своим чувством.
Любовь и выявляла величие и исключительность романтического героя.
В поэме “Мцыри” нет любовного сюжета – все по той же причине: героя вдохновляет иная философия, автору поэмы, писавшейся в 1839 году, вслед за Пушкиным и Гоголем ясно, что не любовь определяет события и действия человека. В реальности, в подлинной жизни действуют иные силы, иные закономерности, иные обстоятельства, которые определяют поведение человека и саму любовь. Потому-то из поэмы и был исключен любовный сюжет.
Характерно, что отказ этот не легко дался Лермонтову, не сразу пришло решение освободить поэму от любовного сюжета. Сохранился черновой вариант стихов, в которых разрабатывался традиционный мотив. Мцыри признавался монаху:
Я в жизни знал лишь страсть одну; И с ней в могиле я засну, Не разлучили люди нас, Не разлучит и смертный час. Она терзала грудь мою, Но я безумный все люблю Подругу дикую мою.
Поэзия романтическая – поэзия глубоко субъективная – всегда о себе, своих чувствах, эмоциях, думах. Юношеская поэзия Лермонтова была именно такой. Но после переезда в Петербург Лермонтов все пристальнее стал вглядываться в окружавшую его жизнь. Интерес к внешнему, объективному миру рождал скептическое отношение к сосредоточенности на собственной персоне.
В конце декабря 1834 года в письме к М. А. Лопухиной он иронизировал над собой: “Говорить вам о себе? Право, я так надоел сам себе, что, когда я ловлю себя на том, что восхищаюсь собственными мыслями, я стараюсь припомнить, где я их вычитал!..”
Ирония эта, конечно, только робкий симптом начавшейся духовной эволюции поэта. Но недооценивать ее нельзя – она свидетельствовала не только о появлении скептицизма к своей позиции романтика, но и о рождающемся доверии к живой жизни, к объективному миру. Процесс этот важен тем, что он носил глубоко индивидуальный характер, был, так сказать, нетипическим явлением.
Поэма “Мцыри” – наглядный и красноречивый тому пример. Из явления буднично-деспотического, обыкновенного для самодержавной России насилия – учреждения института аманатов – поэт извлек необыкновенное, которое стало поэтической истиной.
В этой связи следует сказать, что существует группа исследователей, которая не просто отмечает отступления “Мцыри” от канонов романтизма, но считает необходимым или подчеркнуть, при объяснении этих отступлений, органическую связь поэмы с реалистическими произведениями Лермонтова 1837-1840 годов, или, более решительно, обратить внимание на ее реалистические элементы.
Роман Пушкина “Капитанская дочка” называется так потому, что Маша Миронова была дочерью капитана Миронова, коменданта Белогорской крепости. На ее долю выпало много тяжелых испытаний, из которых она выходила с достоинством и честью. Ей посвящены многие страницы романа и отведена важная роль в судьбе Петра Гринева. Кроме того, роман рассказывал о восстании Пугачева. Царская цензура могла запретить его публикацию, если в названии что-то указывало бы на это событие, обвинив писателя в симпатиях к бунтовщику.
Вдумаемся в реальный и знаменательный факт – почему в поэме нет типичного романтического конфликта избранной личности с обществом, с окружающими людьми? А ведь этот конфликт рождает презрение и ненависть к людям вообще. И это закономерно, ибо основой философии романтического (особенно байроновского) героя является индивидуализм.
Отсюда избранничество, титанизм героя – он сильный, могучий, исполненный огненных, не доступных “толпе” страстей человек.
Ничего этого нет в поэме Лермонтова. Мцыри сознательно и даже демонстративно
лишен автором избранничества, титанизма, у него нет презрения и ненависти к людям – он стремится к своему народу, любит свою родину. И это не случайные отступления от канонов.
Они мотивированы реальной судьбой Мцыри. Этот хилый, болезненный мальчик – пленник. Но в слабом теле таится грозная, и мятежная сила, питаемая свободой. Она и подвигнула на побег, на преодоление трудностей.
Именно эта цель и превращает мальчика в героя, в борении с враждебными силами проявляется богатство его слабой натуры.
Но это иная, не романтическая философия человека. Исторически она была раньше Лермонтова раскрыта
Пушкиным в произведениях 1830-х годов. И не считаться С данным реальным фактом, игнорировать его нельзя.
Отступления от романтических канонов носят программный характер – они порождены новыми убеждениями Лермонтова, характерными именно для 1839 года; отступления и вели к новому стилю поведения и мышления героя.
Романтический герой одинок, одиночество – благо для ” него, для его духа. Одиночество же Мцыри не философского, но материального порядка – он пленник, и потому он ненавидит одиночество-плен, лишившее его свободы, родины, обычаев и обрядов его народа. В романтической поэме обязателен любовный сюжет.
Потому-то он и определял структуру поэм Байрона, Пушкина, их продолжателей и самого Лермонтова – “Исповедь” и “Боярин Орша”, в частности, построены на любовных коллизиях. Обязательность любовной темы обосновывалась все той же романтической философией героя: сильный человек, противостоя ненавистному обществу, практически бездеятелен, он должен был как-то раскрыть свою исключительную натуру, свои страсти, свое избранничество. Любовь, любовный конфликт и служили этой цели. Еще Руссо провозгласил: человек велик своим чувством.
Любовь и выявляла величие и исключительность романтического героя.
В поэме “Мцыри” нет любовного сюжета – все по той же причине: героя вдохновляет иная философия, автору поэмы, писавшейся в 1839 году, вслед за Пушкиным и Гоголем ясно, что не любовь определяет события и действия человека. В реальности, в подлинной жизни действуют иные силы, иные закономерности, иные обстоятельства, которые определяют поведение человека и саму любовь. Потому-то из поэмы и был исключен любовный сюжет.
Характерно, что отказ этот не легко дался Лермонтову, не сразу пришло решение освободить поэму от любовного сюжета. Сохранился черновой вариант стихов, в которых разрабатывался традиционный мотив. Мцыри признавался монаху:
Я в жизни знал лишь страсть одну; И с ней в могиле я засну, Не разлучили люди нас, Не разлучит и смертный час. Она терзала грудь мою, Но я безумный все люблю Подругу дикую мою.
Поэзия романтическая – поэзия глубоко субъективная – всегда о себе, своих чувствах, эмоциях, думах. Юношеская поэзия Лермонтова была именно такой. Но после переезда в Петербург Лермонтов все пристальнее стал вглядываться в окружавшую его жизнь. Интерес к внешнему, объективному миру рождал скептическое отношение к сосредоточенности на собственной персоне.
В конце декабря 1834 года в письме к М. А. Лопухиной он иронизировал над собой: “Говорить вам о себе? Право, я так надоел сам себе, что, когда я ловлю себя на том, что восхищаюсь собственными мыслями, я стараюсь припомнить, где я их вычитал!..”
Ирония эта, конечно, только робкий симптом начавшейся духовной эволюции поэта. Но недооценивать ее нельзя – она свидетельствовала не только о появлении скептицизма к своей позиции романтика, но и о рождающемся доверии к живой жизни, к объективному миру. Процесс этот важен тем, что он носил глубоко индивидуальный характер, был, так сказать, нетипическим явлением.
Поэма “Мцыри” – наглядный и красноречивый тому пример. Из явления буднично-деспотического, обыкновенного для самодержавной России насилия – учреждения института аманатов – поэт извлек необыкновенное, которое стало поэтической истиной.
В этой связи следует сказать, что существует группа исследователей, которая не просто отмечает отступления “Мцыри” от канонов романтизма, но считает необходимым или подчеркнуть, при объяснении этих отступлений, органическую связь поэмы с реалистическими произведениями Лермонтова 1837-1840 годов, или, более решительно, обратить внимание на ее реалистические элементы.
Объяснение:
нужен процесс создания? напиши в коментах с низу
Объяснение:
Роман Пушкина “Капитанская дочка” называется так потому, что Маша Миронова была дочерью капитана Миронова, коменданта Белогорской крепости. На ее долю выпало много тяжелых испытаний, из которых она выходила с достоинством и честью. Ей посвящены многие страницы романа и отведена важная роль в судьбе Петра Гринева. Кроме того, роман рассказывал о восстании Пугачева. Царская цензура могла запретить его публикацию, если в названии что-то указывало бы на это событие, обвинив писателя в симпатиях к бунтовщику.