И. Главный вопрос человечества в романе. (Роман начинается рассказом о встрече Неизвестного с Берлиозом и Бездомным и их спор о существовании Бога. Именно это и есть главный этический вопрос, который раскрывается в романе. Бог здесь мыслится как этическая категория - это мера человеческой морали в каждом. Не случайно в конце Большого бала Воланд говорит, что "каждому будет дано по вере его". Следовательно, это также проблема веры и безверия.)
II. Проблема добра и зла.
1. Добро - положительное в людях и жизни. (За положительное Булгаков считает нравственность, доброту, любовь. Наивысшим воплощением добра есть Иешуа Га-Ноцри, который дает свет и правду, истину. Он - воплощение любви.)
2. Зло - все, что противостоит добру. (Прежде всего зло - это ложь. Зло - это насилие и безнравственность. Меру добра и зла в каждом определяет мораль. Именно поэтому на наказания заслуживают от команды Воланда те, кто не удержался на высоте морали, не выдержал искушения. Таким образом Воланд у Булгакова предстает как воплощение справедливой кары тем, кто забывает о морали. Итак, причислить его к злу или добру трудно. Он существует и имеет власть над теми, кто допускает аморальность в своем поведении.)
III. Проблема творчества. (Булгаков ярко изображает мир литературной конъюнктуры, представлен целым галерею образов так называемых "писателей", которые пришли в мир искусства ради материальных благ. им противопоставлен Мастер как олицетворение свободного творчества, интеллигентности, философского склада ума. Промежуточную позицию занимает Иван Бездомный - человек, душа которого открыта, живая, а через это и он сначала попадает под влияние лживого и пустого Берлиоза. Но он лишается лжи и начинает понимать истину. Он еще молод и у него есть шанс понять все. В конце произведения он становится профессором, но не вступил в духовной свободы, необходимой настоящему художнику.)
IV. Любовь - вечное. (Роман передает необычайную историю любви. Маргарита поражает Майстера не столько красотой, хоть это была и в самом деле красивая женщина, но одиночеством в глазах. Он увидел в ней близкого человека. И эта моральная близость становится путем к большой любви, которое не знает границ и препятствий, которое вызывает почтительный удивление даже у сатаны. И поэтому Мастер и получает вожделенный покой, необходимый для творчества, только с Маргаритой.)
V. Проблемы морали. (Проблемы морали - это сквозной предмет изображения и анализа в романе. От Берлиоза, который расплачивается за безверие, за то, что нос идеологию пустоты и безбожия, к Понтию Пилату, который не одну тысячу лун" расплачивается за грех трусости. За грех предательства наказывается Иуда и еще много иуд в современной Булгакову Москве. Да и сам Мастер не лишен тех недостатков - трусости и предательства, потому что отрекся от романа аж трижды. Проблемы морали ярко решаются через изображение наказание, которому подвергаются Воланд, Азазелло, Коровьев, Бегемот. Изображения тех, кто до сих пор безнаказанно нарушал законы морали.)
VI. Проблема власти. (Проблема власти решается на уровнях различных исторических эпох, но всегда однозначно: власть - это зло и насилие. В этом убеждается читатель, наблюдая историю отношений Иешуа и Понтия Пилата. Так же выглядит власть и за две тысячи лет: она заставляет бояться, лгать, предавать - идти против морали, чтобы сохранить свою жизнь и благосостояние.)
И. Главный вопрос человечества в романе. (Роман начинается рассказом о встрече Неизвестного с Берлиозом и Бездомным и их спор о существовании Бога. Именно это и есть главный этический вопрос, который раскрывается в романе. Бог здесь мыслится как этическая категория - это мера человеческой морали в каждом. Не случайно в конце Большого бала Воланд говорит, что "каждому будет дано по вере его". Следовательно, это также проблема веры и безверия.)
II. Проблема добра и зла.
1. Добро - положительное в людях и жизни. (За положительное Булгаков считает нравственность, доброту, любовь. Наивысшим воплощением добра есть Иешуа Га-Ноцри, который дает свет и правду, истину. Он - воплощение любви.)
2. Зло - все, что противостоит добру. (Прежде всего зло - это ложь. Зло - это насилие и безнравственность. Меру добра и зла в каждом определяет мораль. Именно поэтому на наказания заслуживают от команды Воланда те, кто не удержался на высоте морали, не выдержал искушения. Таким образом Воланд у Булгакова предстает как воплощение справедливой кары тем, кто забывает о морали. Итак, причислить его к злу или добру трудно. Он существует и имеет власть над теми, кто допускает аморальность в своем поведении.)
III. Проблема творчества. (Булгаков ярко изображает мир литературной конъюнктуры, представлен целым галерею образов так называемых "писателей", которые пришли в мир искусства ради материальных благ. им противопоставлен Мастер как олицетворение свободного творчества, интеллигентности, философского склада ума. Промежуточную позицию занимает Иван Бездомный - человек, душа которого открыта, живая, а через это и он сначала попадает под влияние лживого и пустого Берлиоза. Но он лишается лжи и начинает понимать истину. Он еще молод и у него есть шанс понять все. В конце произведения он становится профессором, но не вступил в духовной свободы, необходимой настоящему художнику.)
IV. Любовь - вечное. (Роман передает необычайную историю любви. Маргарита поражает Майстера не столько красотой, хоть это была и в самом деле красивая женщина, но одиночеством в глазах. Он увидел в ней близкого человека. И эта моральная близость становится путем к большой любви, которое не знает границ и препятствий, которое вызывает почтительный удивление даже у сатаны. И поэтому Мастер и получает вожделенный покой, необходимый для творчества, только с Маргаритой.)
V. Проблемы морали. (Проблемы морали - это сквозной предмет изображения и анализа в романе. От Берлиоза, который расплачивается за безверие, за то, что нос идеологию пустоты и безбожия, к Понтию Пилату, который не одну тысячу лун" расплачивается за грех трусости. За грех предательства наказывается Иуда и еще много иуд в современной Булгакову Москве. Да и сам Мастер не лишен тех недостатков - трусости и предательства, потому что отрекся от романа аж трижды. Проблемы морали ярко решаются через изображение наказание, которому подвергаются Воланд, Азазелло, Коровьев, Бегемот. Изображения тех, кто до сих пор безнаказанно нарушал законы морали.)
VI. Проблема власти. (Проблема власти решается на уровнях различных исторических эпох, но всегда однозначно: власть - это зло и насилие. В этом убеждается читатель, наблюдая историю отношений Иешуа и Понтия Пилата. Так же выглядит власть и за две тысячи лет: она заставляет бояться, лгать, предавать - идти против морали, чтобы сохранить свою жизнь и благосостояние.)