Булгаков "Собачье сердце"
"Террором ничего нельзя поделать с животным, на какой бы ступени оно ни стояло. Это я утверждал, утверждаю и буду утверждать. Они напрасно думают, что террор им Нет-с, нет-с, не какой бы он ни был белый, красный и даже коричневый! Террор совершенно парализует нервную систему” — это слова профессора Преображенского. А какова точка зрения доктора Борменталя? Зины? Дарьи Петровны? Как же нужно воспитывать человека? Когда и как в повести возникает тема воспитания? Удалось ли профессору остаться верным своим убеждениям: "На преступление не идите никогда, против кого бы оно ни было направлено”? Если да, то почему он решается на повторную операцию? Если нет, то, когда и почему вынужден был изменить им?
Сюжет эпизода построен Толстым на антитезе -мирным событиям противопоставляется военные события ,в тоже время одно предопределяет другое ,одно немыслимо без другого.Это четко подчеркивает разговор Кутузова с Болконским: " Да,немало меня упрекали ,и за войну,и за мир...а все пришло вовремя . Все приходит вовремя для того, кто умеет ждать." такую же режиссерскую линию ведет и Бондарчук. Батальные сцены масштабны и приковыают внимание ,смотрятся на едином дыхании .Все цельно и гармонично. Но ведет все сражение голос самого режиссера за кадром.Это символично . Также ведет читателя в эпизоде Бородинского сражения мысль Толстого -его собственная точка зрения на исторические события -"мысль народная"." Победа нравственная была одержана русскими под Бородиным". И эта мысль сливается воедино и выражается и писателем и режиссером -как одна единственная концепция и единый стержень и всего произведения и всего фильма