в начале биографии вяйнямёйнена присутствует эпический мотив «чудесного рождения» — необыкновенно долгая беременность ильматар (ср. с ростемом «шахнаме») и то, что герой появился на свет тридцатилетним мужчиной. находясь в чреве матери, вяйнямейнен взывает к большой медведице (otava), чтобы выйти на свет и увидеть звезды.
одним из первых подвигов вяйнямёйнена является шаманский поединок в йоукахайненом. лапландский колдун остается жив, только пообещав вяйнямейнену свою сестру айно. но невеста с горя топится в море. мать вяйнямейнена утешает своего сына, советуя найти жену в похьёле. несмотря на козни йоукахайнена, вяйнямейнен все же оказывается в похьёле. но старуха лоухи требует у него сампо[4]. вяйнямёйнен признает, что никому это не под силу, кроме кузнеца ильмаринена, однако он все же знакомится с девушкой, которая задает ему испытания. во время одного из них из-за козней хийси он разрубает свою ногу[5]. при колдуна вяйнямейнен излечивает рану и возвращается домой, где хитростью и колдовством отправляет ильмаринена в похьёлу.
в 17 руне калевалы описывается как вяйнямёйнен пробуждает из могилы мёртвого великана-мудреца антеро випунена с целью получить волшебные знания. вяйнямёйнен не просто побеждает мёртвого великана, но сначала оказывается им . значительным деянием вяйнямейнена является похищение сампо из похьёлы, совместно месте с ильмариненом и лемминкайненом[1]. в 42 руне он играет на кантеле и все жители похьёлы засыпают[2], что позволяет героям похитить сампо. пробудившаяся старуха лоухи отправляется в погоню, сампо разбивается и вяйнямейнен лишается кантеле из костей волшебной щуки. тогда герой делает кантеле из березы и волос невесты[6]. морской царь ахти и его жена велламо – любители музыки и ценители дивной игры вяйнямёйнена. ахти загоняет рыбу в сети вяйнямёйнена и, между прочим, щуку, проглотившую огонь. однако богатства морского царя неисчислимы потому, что состоят из больших кусков мифической драгоценности сампо, упавшей именно с лодки музыканта вяйнямёйнена на дно морское.
летом со мной произошел смешной случай. Ну, это сейчас я его считаю смешным, и те, кому его рассказываю, смеются. Тогда-то мне не до смеха было.
Дело было так. Приехал я на летние каникулы к бабушке в деревню. Я очень любил бродить по берегу речки и по лесу, особенно любил я ходить за грибами.
Возвращался я как-то утром с полным лукошком грибов. Июнь выдался прохладным, и я был в ветровке. Чтобы добраться до бабушкиного дома, нужно было пройти через луг. Смотрю - а на лугу уже стадо коров пасется, и среди них бык Борька. Здоровый такой бычище. И тут я понял, что "попал". Куртка-то у меня красная! вдруг кинется на меня Борька, я же не тореадор, забодает он меня! Что же делать?
Хоть и было холодно, снял я куртку, скрутил, сунул под мышку... и охнул. Свитер у меня тоже красный! Пришлось снимать свитер. Тут же налетели комары и давай меня кусать. Я бегом бегу через луг, куртка и свитер под мышкой, а за мной комары летят. И тут меня овод как укусит, я аж заорал. Больно!
И тут слышу: "Ты чего кричишь? Ты зачем тут стриптиз устроил, а? А ну-ка одевайся, простынешь!" Это дядя Жора, пастух, меня увидел и услышал. "Дядя Жора", - говорю, "не могу я одеться, у меня ветровка красная и свитер красный, Борька забодает." Как дядя Жора смеялся! Потом объяснил, что красный цвет ни при чем, не бросился бы на меня бык. На мулету тореадора бык бросается потому, что он ею перед глазами быка машет. А цвет одежды быку безразличен. Оделся я и бегом побежал к бабушке. Меня потом долго всей деревней "тореадором" дразнили.
в начале биографии вяйнямёйнена присутствует эпический мотив «чудесного рождения» — необыкновенно долгая беременность ильматар (ср. с ростемом «шахнаме») и то, что герой появился на свет тридцатилетним мужчиной. находясь в чреве матери, вяйнямейнен взывает к большой медведице (otava), чтобы выйти на свет и увидеть звезды.
одним из первых подвигов вяйнямёйнена является шаманский поединок в йоукахайненом. лапландский колдун остается жив, только пообещав вяйнямейнену свою сестру айно. но невеста с горя топится в море. мать вяйнямейнена утешает своего сына, советуя найти жену в похьёле. несмотря на козни йоукахайнена, вяйнямейнен все же оказывается в похьёле. но старуха лоухи требует у него сампо[4]. вяйнямёйнен признает, что никому это не под силу, кроме кузнеца ильмаринена, однако он все же знакомится с девушкой, которая задает ему испытания. во время одного из них из-за козней хийси он разрубает свою ногу[5]. при колдуна вяйнямейнен излечивает рану и возвращается домой, где хитростью и колдовством отправляет ильмаринена в похьёлу.
в 17 руне калевалы описывается как вяйнямёйнен пробуждает из могилы мёртвого великана-мудреца антеро випунена с целью получить волшебные знания. вяйнямёйнен не просто побеждает мёртвого великана, но сначала оказывается им . значительным деянием вяйнямейнена является похищение сампо из похьёлы, совместно месте с ильмариненом и лемминкайненом[1]. в 42 руне он играет на кантеле и все жители похьёлы засыпают[2], что позволяет героям похитить сампо. пробудившаяся старуха лоухи отправляется в погоню, сампо разбивается и вяйнямейнен лишается кантеле из костей волшебной щуки. тогда герой делает кантеле из березы и волос невесты[6]. морской царь ахти и его жена велламо – любители музыки и ценители дивной игры вяйнямёйнена. ахти загоняет рыбу в сети вяйнямёйнена и, между прочим, щуку, проглотившую огонь. однако богатства морского царя неисчислимы потому, что состоят из больших кусков мифической драгоценности сампо, упавшей именно с лодки музыканта вяйнямёйнена на дно морское.
летом со мной произошел смешной случай. Ну, это сейчас я его считаю смешным, и те, кому его рассказываю, смеются. Тогда-то мне не до смеха было.
Дело было так. Приехал я на летние каникулы к бабушке в деревню. Я очень любил бродить по берегу речки и по лесу, особенно любил я ходить за грибами.
Возвращался я как-то утром с полным лукошком грибов. Июнь выдался прохладным, и я был в ветровке. Чтобы добраться до бабушкиного дома, нужно было пройти через луг. Смотрю - а на лугу уже стадо коров пасется, и среди них бык Борька. Здоровый такой бычище. И тут я понял, что "попал". Куртка-то у меня красная! вдруг кинется на меня Борька, я же не тореадор, забодает он меня! Что же делать?
Хоть и было холодно, снял я куртку, скрутил, сунул под мышку... и охнул. Свитер у меня тоже красный! Пришлось снимать свитер. Тут же налетели комары и давай меня кусать. Я бегом бегу через луг, куртка и свитер под мышкой, а за мной комары летят. И тут меня овод как укусит, я аж заорал. Больно!
И тут слышу: "Ты чего кричишь? Ты зачем тут стриптиз устроил, а? А ну-ка одевайся, простынешь!" Это дядя Жора, пастух, меня увидел и услышал. "Дядя Жора", - говорю, "не могу я одеться, у меня ветровка красная и свитер красный, Борька забодает." Как дядя Жора смеялся! Потом объяснил, что красный цвет ни при чем, не бросился бы на меня бык. На мулету тореадора бык бросается потому, что он ею перед глазами быка машет. А цвет одежды быку безразличен. Оделся я и бегом побежал к бабушке. Меня потом долго всей деревней "тореадором" дразнили.