Шутка призвана карать любые пороки человека и общества; она оберегает нас от постыдных поступков нам ставить каждого на его место и не поступаться собственным. Н. Шамфор Антон Павлович Чехов (1864–1904) признан одним из классиков мировой литературы. Он обладал огромным художественным даром. Являясь продолжателем традиций М.Е. Салтыкова Щедрина, Н.А. Некрасова, А.Н. Островского, Чехов осмеивает пороки современного ему общества. Гуманистические убеждения писателя нашли отражение во всем его творчестве, в частности, в его юмористических произведениях. Смех Чехова ярок, содержателен, он обличает все то, что ненавидел Чехов в русском обществе. За смешными словами Чехова мы видим стыд писателя за мир, погрязший в пошлости и лицемерии, мы видим его желание изменить этот мир с обличительного смеха. Смех в рассказах Чехова – это оружие борьбы с пороками общества. Наиболее ярко это видно в рассказах, созданных в ранний период его творчества. Эти рассказы включают в себя такие шедевры, как «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Смерть чиновника», «Хирургия», «Унтер Пришибеев». Чехов создает рассказы миниатюры, вводит в структуру рассказов бытовые сценки и анекдоты. Таковы рассказы «Злой мальчик», «Толстый и тонкий», «Радость». Большинство сюжетов для рассказов были взяты Чеховым из реальной жизни. Он брал за основу случаи свидетелем которых он был, рассказы друзей, газетные заметки. Сама жизнь Чехову увидеть социальную несправедливость, пороки общества, в котором он жил. Юмор Чехова многогранен. В рассказе «Толстый и тонкий» Чехов высмеивает холуйство, чинопочитание, самоуничижение. Здесь юмор писателя соседствует с социальной критикой общества. Юмор и сатира переплетаются во всех рассказах Чехова. В рассказе «Хамелеон» писатель высмеивает жителей маленького города, погрязших в пошлости, подхалимаж полицейских. В своих рассказах Чехов также затронул народную тему. Чехов бывал в русских деревнях, где его поразила темнота и необразованность русского народа. Это нашло отражение в таких его рассказах, как «Налим», «Злоумышленник». Во многих своих рассказах Чехов высмеивает мещанство, обывательщину. Таковы рассказы «Папаша», «Письмо к ученому соседу», «Загадочная натура», «Из дневника бухгалтера». Чехов ненавидит пошлость, мещанство, консерватизм, в котором погрязло русское общество. Все это он нещадно высмеивает на страницах своих рассказов. Сытая пошлость с ее равнодушным презрением ко всему находит в лице писателя непримиримого врага. Меня потряс рассказ «Загадочная натура», где пошлая и глупая женщина, считающая себя «страдалицей во вкусе Достоевского» (!), рассказывает молодому писателю, пишущему «новэллы», о своей несчастливой жизни, о напрасных поисках счастья, о жизненных препятствиях в лице «богатых стариков», за которых она, несчастная мученица, вынуждена выходить замуж… Какая злая насмешка, едкая ирония чувствуется во всем этом! И как больно за Россию, развращенную такими людьми! Необычен литературный стиль ранних рассказов Чехова. В большинстве своем это рассказы миниатюры, в которых поражает художественная простота, ясность. Оставаясь в рамках этого жанра, он его преобразовал. Чехов добился умения выражать в пределах жанра короткого рассказа глубокие художественные обобщения, создавать целостные образы. Чехов продолжает традиции Фонвизина, Грибоедова, Островского и дает своим персонажам «говорящие» фамилии: Очумелов, Хрюкин, Пришибеев, Червяков, Бризжалов, Шигалов, Глоткин. Описания Чехова точны и лаконичны, передают суть событий и поступков героев. Чехов поднял смех на новую высоту, и в этом заключается его вклад в русскую и мировую литературу. Мне кажется, что смех Чехова поразителен – веселый, сверкающий и вместе с тем направленный не на случайное и побочное, а всегда умеющий открыть какую нибудь важную, типическую сторону общественных отношений. Чехов сделал смех оружием борьбы с пошлостью и мещанством, и в этом заключается его заслуга, его гений.
Мишенью в юмористических и сатирических рассказах Чехова были нравственное уродство, потеря человеческого в человеке, при этом, замечают литературоведы, жало сатиры направляется не только на героя, но и на тех, с кем он вступает в столкновение. Так, например, в рассказе «Хирургия» высмеиваются глупость и невежество героев.
К. Чуковский заметил, что юмористика Чехова через столько мировых катастроф, за это время позабыты многие прославленные книги, а чеховские «однодневки» живут и живут, и читатели все хохочут над ними, и чеховский смех звучит заразительно и молодо, как и раньше.
В. В. Голубков в книге «Мастерство А. П. Чехова» целый раздел посвящает юмористическим рассказам Чехова, напоминая, что юмор был одним из основных свойств характера и творчества писателя. Даже за несколько часов до смерти Чехов придумывал юмористические рассказы. В рассказах Чехов использует все приемы создания комического: комизм отдельных положений и всего сюжета, комизм характеров, речи, имен и фамилий, даже описаний окружающей обстановки.
Речь персонажей выявляет в сжатой форме наиболее характерные черты героев, которым свойственно смешивать различные речевые стили: просторечие, литературный язык и профессионализмы (язык учителя, актера, медика, деревенского дьячка).
Большое место занимают в рассказах Чехова интонационные ремарки. Эти особенности можно увидеть при чтении и анализе рассказа «Хирургия».
«Хирургия» (1884). Брат писателя М. П. Чехов рассказывал, что Антон Павлович на врачебной практике в Воскресенской больнице однажды видел, как неопытный студент, заменивший врача, не мог вырвать у больного зуб и только сломал коронку. Пациент выругался и ушел. В воспоминаниях о Чехове неоднократно описывалось, как в гимназические годы братья Чеховы изображали прием у зубного врача. Антон большие щипцы для углей совал в рот брата Александра и после долгих усилий вытаскивал оттуда огромный зуб — пробку.
Этот излюбленный сюжет Чехов использовал в своем рассказе, который имел характерный подзаголовок «Сценка», подсказывающий учителю возможность исполнения его в классе в лицах.
Герой рассказа — фельдшер Курятин проявляет качества, которые Чехов в людях очень не любил. Вопросы и задания учителя должны направить внимание учеников на эти качества — невежество, самоуверенность и др.
В ходе беседы на уроке уместно предложить ученикам вопросы и задания раскрыть желание Курятина играть роль, не соответствующую его возможностям, понять мотивы его поступков и высказываний:
— Осматривает ли Курятин больного? Каким образом он принимает решение? Как вы понимаете фразу: «Фельдшер берет козью ножку, минуту смотрит на нее вопросительно, потом кладет и берет щипцы»? Фельдшер говорит, что хирургия — пустяки, раз плюнуть, что он все сделает в мгновение ока, а минуту спустя: «Сразу нельзя». Как вы объясняете его поведение?
— Какие черты характера раскрывает портрет фельдшера? Какое значение имеют его истрепанные триковые брюки и зловоние его сигары? Для чего автор описывает бородавку, похожую на муху, и красный платок дьячка?
— Что в речи фельдшера говорит о его профессии, образовании, характере?
— Что высмеивается в образе дьячка Вонмигласова? Он благочестив на самом деле или только внешне? Как в его словах сочетаются смирение, кротость с грубостью и несдержанностью?
— Как постепенно раскрывается в рассказе переход от благочестивого тона, от льстивости к раздражению, от церковно-славянского языка к просторечию? Зачем автор ставит рядом такие слова, как «иерей» и «гугнив»? Почему дьячок в конце рассказа забирает свою просфору?
— Постарайтесь найти в описаниях фельдшера и дьячка сходство, некоторые параллелизмы, перекличку. Чем вы объясняете эти совпадения?
— Как вы оцениваете слова Курятина о том, что он рвал зуб самому господину Египетскому, о котором он говорит: «Образованность... один костюм сто рублей стоит»?
— Над чем смеется в этом рассказе Чехов? Только ли смешон этот рассказ?
— В пьесах существуют замечания автора о деталях поведения или речи героев, называемые ремарками. Какие слова в этом рассказе играют роль ремарок? Используйте эти ремарки при чтении рассказа по ролям.
К. Чуковский заметил, что юмористика Чехова через столько мировых катастроф, за это время позабыты многие прославленные книги, а чеховские «однодневки» живут и живут, и читатели все хохочут над ними, и чеховский смех звучит заразительно и молодо, как и раньше.
В. В. Голубков в книге «Мастерство А. П. Чехова» целый раздел посвящает юмористическим рассказам Чехова, напоминая, что юмор был одним из основных свойств характера и творчества писателя. Даже за несколько часов до смерти Чехов придумывал юмористические рассказы. В рассказах Чехов использует все приемы создания комического: комизм отдельных положений и всего сюжета, комизм характеров, речи, имен и фамилий, даже описаний окружающей обстановки.
Речь персонажей выявляет в сжатой форме наиболее характерные черты героев, которым свойственно смешивать различные речевые стили: просторечие, литературный язык и профессионализмы (язык учителя, актера, медика, деревенского дьячка).
Большое место занимают в рассказах Чехова интонационные ремарки. Эти особенности можно увидеть при чтении и анализе рассказа «Хирургия».
«Хирургия» (1884). Брат писателя М. П. Чехов рассказывал, что Антон Павлович на врачебной практике в Воскресенской больнице однажды видел, как неопытный студент, заменивший врача, не мог вырвать у больного зуб и только сломал коронку. Пациент выругался и ушел. В воспоминаниях о Чехове неоднократно описывалось, как в гимназические годы братья Чеховы изображали прием у зубного врача. Антон большие щипцы для углей совал в рот брата Александра и после долгих усилий вытаскивал оттуда огромный зуб — пробку.
Этот излюбленный сюжет Чехов использовал в своем рассказе, который имел характерный подзаголовок «Сценка», подсказывающий учителю возможность исполнения его в классе в лицах.
Герой рассказа — фельдшер Курятин проявляет качества, которые Чехов в людях очень не любил. Вопросы и задания учителя должны направить внимание учеников на эти качества — невежество, самоуверенность и др.
В ходе беседы на уроке уместно предложить ученикам вопросы и задания раскрыть желание Курятина играть роль, не соответствующую его возможностям, понять мотивы его поступков и высказываний:
— Осматривает ли Курятин больного? Каким образом он принимает решение? Как вы понимаете фразу: «Фельдшер берет козью ножку, минуту смотрит на нее вопросительно, потом кладет и берет щипцы»? Фельдшер говорит, что хирургия — пустяки, раз плюнуть, что он все сделает в мгновение ока, а минуту спустя: «Сразу нельзя». Как вы объясняете его поведение?
— Какие черты характера раскрывает портрет фельдшера? Какое значение имеют его истрепанные триковые брюки и зловоние его сигары? Для чего автор описывает бородавку, похожую на муху, и красный платок дьячка?
— Что в речи фельдшера говорит о его профессии, образовании, характере?
— Что высмеивается в образе дьячка Вонмигласова? Он благочестив на самом деле или только внешне? Как в его словах сочетаются смирение, кротость с грубостью и несдержанностью?
— Как постепенно раскрывается в рассказе переход от благочестивого тона, от льстивости к раздражению, от церковно-славянского языка к просторечию? Зачем автор ставит рядом такие слова, как «иерей» и «гугнив»? Почему дьячок в конце рассказа забирает свою просфору?
— Постарайтесь найти в описаниях фельдшера и дьячка сходство, некоторые параллелизмы, перекличку. Чем вы объясняете эти совпадения?
— Как вы оцениваете слова Курятина о том, что он рвал зуб самому господину Египетскому, о котором он говорит: «Образованность... один костюм сто рублей стоит»?
— Над чем смеется в этом рассказе Чехов? Только ли смешон этот рассказ?
— В пьесах существуют замечания автора о деталях поведения или речи героев, называемые ремарками. Какие слова в этом рассказе играют роль ремарок? Используйте эти ремарки при чтении рассказа по ролям.