Цель урока: ты узнаешь своеобразие художественной литературы как искусства слова и ее роль в жизни человека, раскроешь сущность чтения как диалога читателя с писателем. 2.Тезисный конспект урока.
Для начала давай разберемся с понятием «литература», «книга»
Литература — это особый художественный мир, в котором изображенная автором жизнь не есть в прямом смысле сама жизнь. В искусстве особая “правда”, изображенная средствами художественного вымысла.
Книга — это не только отраженная жизнь, но и сам автор, его взгляды на окружающий мир, собственное видение событий и героев.
В произведении отражается личность писателя, его жизненный опыт, мысли и чувства, которыми он хочет поделиться со своими читателями. В литературном произведении важно не только то, что изображено автором, но и то, как это изображено. Можно привести множество примеров, когда одно и то же событие совершенно по-разному изображается и трактуется разными авторами. В основе художественного произведения лежит огромный труд писателя. Чтобы понять и осмыслить написанное, читателю также следует проделать большую умственную и творческую работу, иначе что-то важное может остаться незамеченным, непонятым, не оцененным по достоинству.
Обсуждение высказывания С. Маршака о читателе: “Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели. Именно на них, на этих талантливых, чутких, обладающих творческим воображением читателей и рассчитывает автор, когда напрягает все свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота действия, верного слова”.
3. Выполни задание. ответь на следующие вопросы (ПИСЬМЕННО) ответы записать на каждый вопрос отдельно каждый с красной строки и ОТПРАВИТЬ 7 «В» до 15.30,7 «Г» до 17.00
— А любите ли вы читать? Что для вас чтение — обязанность, развлечение, обуза, отдых, удовольствие?
— Надо ли перечитывать хорошо знакомые произведения?
— Кино, телевидение, книга — ваш выбор?
— Произведения каких писателей вы прочитали летом?
— Расскажите о лучших страницах произведений любимых писателей.
— Что вам сегодня представляется наиболее значительным из прочитанного и высказанного в учебном году?
Обратись к оглавлению учебника. Выдели основные тематические разделы учебника, отметить для себя авторов произведений, представленных в каждом разделе.
ответь на вопросы (УСТНО)
— Какие писатели уже знакомы вам, а какие встретились впервые?
— С творчеством каких писателей вы хотели бы познакомиться?
— Какие произведения из программы 7 класса вы уже читали ранее?
Рассмотри главные рубрики внутри каждого раздела (“Перечитаем вместе”, “Вглубь строки… Обдумаем прочитанное”, “Проба пера”, “Завершая изучение темы… Сравниваем и оцениваем”).
Очевидно, что только желание еще и еще раз объявить именно общество в его тлетворном влиянии на личность, и на личность Печорина в том числе, а также нежелание искать какие-то подводные течения в замысле автора в конце концов увели всех в сторону столь однозначного истолкования центральной фигуры романа Лермонтова "Герой нашего времени". Ярким примером непонимания может служить суждение о Печорине Авдеева, написавшего Целый роман "Тамарин", который должен был развенчать этот тип: "...Господи! разве можно винить писателя за то, что плохо мыслящие люди приписывают ему жалкий кругозор бедного своего понимания. Разве можно винить Лермонтова за то, что люди его поколения, а и следовавшего за ним поколения, приняли сатиру его за идеал и спешили наперерыв представлять из себя Печориных. " (Висковатов. С. 320). А ведь роль подтекста в классической литературе огромна, но особенно поражает пробивающаяся яркость сквозь самые сдержанные тусклые краски.
Так, по мнению исследователя И. Нетбая, "...в России 1839 года, когда, кажется, уже окончательно не подлежат реставрации мечты о свободе, равенстве, братстве, которые основательно захоронены под обломками французской революции и расстреляны в декабре 1825 года на Сенатской площади, когда иссяк живительный источник, в свое время питавший бойкую и жизнерадостную музу Пушкина, новое время неизбежно рождало новые образы. И эти образы были не самые жизнеутверждающие... "
полностью
В персонаже дворника Герасиме автор выписывает весь образ русского народа. Молчаливый, сильный, работящий мужик подчиняется воле барыни. Последняя никакими талантами не блещет, но у нее есть власть, согласно происхождению, которой она и пользуется, угнетая собственную дворню.
Герасим, несмотря на неприметную должность, имеет чувство собственного достоинства. Простую работу он делает основательно, тщательно, четко исполняя все приказы. Никто не смеет нарушить его порядок, подшутить над немотой. Народ уважает, побаивается его. Сам Герасим несчастлив, ведь даже его любимую Татьяну выдают замуж за другого, но не смеет перечить. Деревенскому мужику очень неуютно в городе, однако он терпит, полагая, что не стоит противиться высшему жизненному устройству.
Лучик надежды появляется в жизни Герасима, когда он из реки маленького щенка. Теперь у него есть верный друг, о котором надо заботиться, жить ради него. Много простому человеку не надо для счастья, лишь бы его кто-то встречал после работы, радовался вместе, или утешал в горестях.
Но это маленькое счастье продлилось недолго. Властная барыня умилилась при виде хорошенькой собачки, но попыталась и его подчинить своей воле. А свободолюбивое животное бегает, где хочет, лает, когда хочет. Когда был отдан приказ утопить щенка, Герасим не посмел ослушаться и убил своего друга. Слишком глубоко внутри засел страх потерять кусок хлеба, кров и саму жизнь.
Удобно подчиняться, не думая, не рассуждая, принимая существующий порядок за высшую справедливость. Но терпенье народа не бесконечно. Безмолвный доселе, он поднимется против угнетателей, восстанет к свободе, если достоинство его будут вдавливать в грязь. Пока же, бессловесный Герасим возвращается в деревню, где тишина и покой. Время народного бунта еще не пришло.