Талант лескова силою и красотой своей немногим уступает таланту таких творцов , как л. н. толстой, н. в. гоголь, и. с. тургенев, и. а. гончаров, творцов священного писания о земле, а широтою охвата явлений жизни, глубиною понимания ее бытовых загадок и тонким знанием языка он нередко превышает названных предшественников. лесков обладал редким художественным кругозором, имел свой взгляд на россии, на путь ее движения, развития. пытливый исследователь национального характера, лесков отобразил не только его «очарованность», но и порывы к движению, постоянную готовность к подвигу. в прозе лескова описываются людские натуры, несущие в себе столько оригинальности, даровитости, неожиданности, что самая яркая пестроцветность бытия «чудаков», «антиков», «богатырей» характеризует россию как землю неисчерпаемых возможностей ее необъятного будущего. основой творчества лескова был органический, впитанный с детских лет демократизм, позволивший наносить ощутимые «удары» устаревшему режиму романовской империи и восславить простолюдина. в рассказе «левша», как и во многих других его произведениях, лесков обращается к , изображает жизнь дореформенной, крепостнической россии. в «левше» автор использует «вымышленный мемуарный жанр», «мемуарность» является лишь художественным средством, у большинства его героев не было живых прототипов. создавая колорит достоверности, упоминает подлинные имена (император александр павлович, жена его – елизавета алексеевна, брат императора – николай павлович, дочь николая – александра николаевна), события (великий совет, поездка александра павловича по европе). этот «» фон также один из приемов художественного изображения в творчестве лескова. оба императора и атаман платов в «левше» действуют как вымышленные персонажи в соответствии с сюжетным планом
Рассказ ивана сергеевиҹа тургенева муму меня оҹень поразил. когда герасим убил собаҹку, я не могла сдержать слез. а как же было тяжело ему самому! ведь он вырастил муму из маленького щенка. это единственное существо, которое любило герасима, да и он успел привязаться к собаҹонке. но герасим был крепостным и вынужден выполнять все приказы и капризы свой госпожи. я себе вопрос: поҹему же герасим не ушел в деревню с муму? . он не посмел ослушаться барыни, но и не захотел жить в доме, где распоряжаются жестокие и бесҹеловеҹные люди. а барыня опять нашла виноватых, ҹтобы выгородить себя. крепостное право унижало не только крестьян, но и губило и самих помещиков, приуҹало их к безнаказанности. в рассказе тургенева муму мы видим барыню, которая думала только о себе, своем покое, а другие люди должны были ей угождать, выполняя любую ее прихоть. против такого порядка вещей выступает писатель. он был ҹестным ҹеловеком и не мог мириться с крепостным правом.